Десять вещей являются естественными…
В сборнике «Сунан» Абу Дауда приводится следующий хадис. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Десять вещей являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, использование сивака, промывание носа водой, подстригание ногтей, обрезание, выщипывание волос подмышками, сбривание волос с лобка и использование воды для подмывания».
Эти десять вещей называются в Исламе «сунан аль-фитра». Большинство учёных считают, что под естественностью, соответствием естеству (фитра) подразумевается соответствие сунне. Это законы, которые Аллах установил для своих пророков, и велел следовать за ними. Первым, кому было велено совершать эти действия, стал Ибрахим (мир ему). Всевышний Аллах сказал: «Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их» (2:124), а в тафсирах приводится высказывание Ибн Аббаса: «Всевышний повелел ему совершать десять действий…». В их число входит следующее:
1. Обрезание
Несмотря на то, что обрезание упоминается среди сунн, большинство учёных считают его обязательным (ваджиб), потому что это часть религии и признак, по которому можно отличить мусульманина от иноверцев. Со слов Абу Хурайры приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пророк Ибрахим сделал себе обрезание в возрасте восьмидесяти лет…» (Аль-Бухари 3356, 6298 и Муслим 2370).
2, 3. Сбривание волос с лобка и выщипывание волос из подмышек
Эти действия являются сунной. Удаление волос способствует уменьшению загрязнения и замедляет появление неприятного запаха. Имам ан-Навави сказал: «Сунной является выщипывание волос подмышками, как на это указывает хадис, но если их побрить, то это также дозволено!» См. «аль-Маджму’» 1/341.
Подстригать волосы в этих местах нужно минимум раз в сорок дней. В хадисе сказано: «Промежуток времени, который определил для нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует, для подстригания усов, подстригания ногтей, удаления волос из подмышек и лобка, составлял сорок суток». Этот хадис приводит Муслим (258) и другие.
4, 5. Подстригание ногтей, подстригание (или сбривание) усов
Посланник Аллаха * сказал: “Не относится к нам тот, кто не укорачивает усы”» (Тирмизи, 2922, достоверный).
Что касается усов, то разрешено их укорачивать и разрешено сбривать. Нужно убедиться, что усы не настолько длинны, чтобы на них накапливались крупицы пищи, вода и грязь.
6. Отращивание бороды
От Ибн ‘Умара приводится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отличайтесь от многобожников: отращивайте бороды и сбривайте усы». Этот хадис передали аль-Бухари 5892, Муслим 259.
Во всех четырех мазхабах, в том числе и в ханафитском, говорится, что сбривать бороду запрещается. См. “Раддуль-мухтар” 2/116 по ханафитскому мазхабу.
Уход за волосами
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть каждый имеющий волосы относится к ним с должным уважением». Этот хадис передали Абу Дауд 4163 и другие
Сообщается, что ‘Атаъ ибн Йасар, да будет доволен им Аллах, сказал: «К пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один человек с нерасчесанными волосами и неопрятной бородой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал ему знак, как бы повелевая привести в порядок волосы и бороду. Он сделал это и вернулся, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заметил: “Разве так не лучше, чем то, что один из вас приходит с не расчесанными волосами подобно шайтану?”» Этот хадис передали Абу Дауд 4062, ан-Насаи 2/292 и другие.
8. Чистить зубы.
Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) для чистки зубов чаще всего использовались ветки растения, называвшегося «арак», а называлась эта зубочистка «сивак» или «мисвак».
Посланник Аллаха сказал: «Если бы это не было слишком трудным для моей общины, я велел бы им использовать сивак перед каждой молитвой» (Аль-Бухари; Муслим).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) чистил зубы, просыпаясь ото сна, приступая к очередной молитве, а также при входе в дом к своей семье.
9 и 10. Использование воды для подмывания и промывание носа водой.
Речь идет о действиях при совершении омовения (тахарата) перед молитвой. Этот хадис приводят в качестве довода те, кто считает, что при совершении омовения полоскание рта и промывание носа необязательны, а являются сунной, как и остальные действия, упомянутые в хадисе.