Как было установлено исламское летоисчисление (Почему за начало мусульманского года не была взята дата рождения Пророка?)

Эта тема подробно раскрыта в книге «Фатх Аль-Бари» (т. 7, с. 341). Ее автор – Ибн Хаджар – постарался сделать подробный комментарий к хадисам из самого авторитетного сборника хадисов – «Сахих аль-Бухари». В этой статье приведем наиболее важные моменты из слов Ибн Хаджара в «Фатх Аль-Бари».

Итак, в «Сахих аль-Бухари» приводится высказывание одного из сподвижников по имени Сахль ибн Саад. Он сказал: «Не установили сподвижники отсчет от того времени, как был послан пророк, мир ему и благословение Аллаха, и не установили с того времени, как он умер, но установили отсчет с того времени, как он переселился в Медину» (Аль-Бухари в «Сахих» № 3934)

Этот хадис приводит имам Мухаммад ибн Исмаил Аль-Бухари в своем достоверном сборнике в главе «Летоисчисление, и откуда оно ведется». Это говорит о том, что Ислам уделяет особое внимание времени и его счету, как на это указывает множество хадисов, а также аятов в Священном Коране.

Наиболее сильным мнением о том, как было установлено летоисчисление, заключается в том, что решение об этом принял второй халиф Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах. По этому поводу имам Абу Нуайм в «Ат-Тарих» приводит следующую историю: «Абу Муса написал Умару говоря: «От тебя приходят к нам послания и не имеют числа». Тогда Умар приказал собрать людей и некоторые предложили: установим отсчет календаря с того дня, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, был послан, некоторые сказали – с времени переселения.
Умар сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени!» И это было в 17 году от хиджры. Когда же они согласились на этом, некоторые из них сказали: «Начинайте с Рамадана». Сказал Умар: «Нет, начинайте с мухаррама, так как это время, в которое возвращаются люди из хадджа». И согласились на этом».

В другом сообщении так же говорится, что на этом собрании указал на мухаррам, как на первый месяц для отсчета, Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах. Говорит Ибн Хаджар: «Из этого мы делаем вывод, что на мухаррам указали и Умар, и Усман».

Возникает вопрос: почему же сподвижники выбрали для начала летоисчисления именно переселение пророка, мир ему и благословение Аллаха, а не день его рождения, смерти, или чего-либо другого, что могло быть важным в Исламе.

Ответ таков, что если выбирать день, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, был послан с миссией, или день его рождения, то об этих двух датах всегда существовало разногласие между людьми, точно определить их было сложно. Также не был использован день его смерти из-за скорби по Пророку. Самое важное из того, что осталось – это день переселения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Медину, вот они и выбрали этот день.
Имам Ас-Сухейли говорит, что сподвижники выбрали началом летоисчисления хиджру (переселение), основываясь на словах Всевышнего Аллаха:

«Та мечеть, которая была построена с первых дней на богобоязненности…» Сура «Покаяние», аят 108.
Речь идет о мечети «аль-Куба». Именно она была построена в Медине сразу же после переселения. Но удивительно, что именно о времени ее строительства Всевышний говорит: «…с первых дней». А ведь известно, что дни после переселения не были первыми днями ни пророчества, ни ислама. В данном случае имеются в виду определенные первые дни – дни, когда Ислам начал набирать силу, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, смог поклоняться своему Господу в безопасности и начал строить мечеть. Учитывая это указание, сподвижники и договорились считать началом мусульманской истории не день рождения Пророка и не день его смерти, а дату переселения. («Фатх Аль-Бари» т. 7, с. 341).

Читайте также: