Кто не совершит хадж

Вопрос. Расскажите, каково положение мусульманина, который не совершит хадж в своей жизни?

Ответ. В преддверии хаджа много рассказывается о том, что этот столп Ислама является обязанностью каждого мусульманина. В связи с этим у некоторых людей складывается впечатление, что какими бы ни были жизненные условия человека, он обязан совершить хадж. Такое мнение неправильно, потому что существуют определенные требования для паломников, и, если человек не подходит под эти требования, хадж для него не является обязательным.

Эти требования следующие:

Во-первых, человек должен быть мусульманином.

Во-вторых, он должен обладать здравым рассудком, т.е. не быть умалишенным.

В-третьих, он должен быть взрослым, поскольку дети не обязаны исполнять обряды Ислама до наступления возраста совершеннолетия.

И, в-четвертых, должна быть физическая возможность совершить хадж, куда относятся наличие средств на расходы, безопасность пути и т.д.

Для женщин существует еще и пятое условие – вместе с ними на хадж должен отправляться муж или мужчина из числа ее близких родственников (например, отец, брат, взрослый сын).

Таким образом, если человек не соответствует упомянутым условиям, то и исполнять обязанность хаджа такие люди временно не обязаны. Мы говорим «временно», потому что, возможно, на следующий год ситуация изменится к лучшему, и тогда можно будет совершить хадж достойным образом. Именно поэтому нужно постоянно сохранять соответствующее намерение: «Если в будущем появится возможность, совершу хадж».

С другой стороны, в наше время у многих мусульман появилась финансовая возможность совершить хадж, но, несмотря на это, они проявляют скупость и не отправляются в паломничество. Таких мусульман мы призываем задуматься о тяжести такого проступка, ведь хадж есть один из основных ритуалов для мусульманина.

Взгляните на то, что сказал Всевышний Аллах в Коране о хадже: «Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать. А если кто-либо не верит (или отвергает), то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров» (Сура «Семейство Имрана», 3:97).

Обратите внимание на последнее предложение из этого аята. Толкователь Корана имам аль-Куртуби написал о нем: «Наши ученые говорят: “Этот аят указывает на то, что если человек умер, не совершив хаджа, но будучи в состоянии сделать это, то на него распространяется угроза Аллаха. И если кто-либо другой совершит хадж за него, то награда ему все равно не достанется! Ведь если бы хадж другого человека освобождал его от обязанности совершить хадж при жизни, то тогда не было бы смысла произносить эту угрозу”».

А один из праведных халифов Умар бин аль-Хаттаб сказал: «Я готов отправиться на поиски тех людей, которые отказываются совершать хадж, и потребовать с них платить джизью (налог, взимаемый с немусульман, проживающих в исламской стране), ибо они – немусульмане, они – немусульмане!»

Таким образом, пусть каждый мусульманин со всей ответственностью посмотрит на свою ситуацию и сравнит ее с теми требованиями для паломников, которые мы разъяснили. В том случае, если они выполняются, то ни в коем случае не стоит откладывать исполнение этой священной обязанности – паломничества к Мечети аль-Харам.

Газета «Муслим», №4, 2008

Читайте также: