Считается ли просьба ради высокого положения кого-либо из пророков или праведников многобожием?

Мольба — один из обрядов поклонения, и поэтому совершать его следует так, как это предписал Всевышний Аллах. Как и другие обряды, мольба должна соответствовать сунне Посланника Аллаха, и только тогда она будет принята и приблизит человека к Аллаху. В Коране и достоверной сунне нет ни одного ясного текста о том, что Пророк разрешал молить Аллаха ради него или кого-либо из предыдущих пророков и праведников. Те из хадисов, которые недвусмысленно свидетельствуют в пользу такого поступка, являются слабыми и даже выдуманными, а те из них, которые являются достоверными, никак нельзя отнести к ясным доводам в пользу этого.
Поэтому мусульмане должны избегать обращений к Аллаху ради кого-либо из Его приближенных рабов, ради их высокого положения или ради их близости к Нему. Такие поступки считаются нововведением и маловерием, но не относятся к проявлениям многобожия. Конечно, впоследствии они могут привести к чрезмерному возвеличиванию праведников и перерасти в многобожие, однако если молящийся не допускает чрезмерного возвеличивания, то у нас нет оснований для того, чтобы назвать его мольбу многобожием (ширк).

Некоторые полагают, что просьба ради высокого положения Пророка, его близких родственников или прочих праведников является формой приближения к Аллаху, упомянутой в аяте: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему…» (Аль-Маида, 35). Они ссылаются на хадисы о том, что Аллах принимал мольбы Пророка Мухаммада за его сподвижников, и о том, что в день воскресения он заступится за верующих. Однако они заблуждаются, поскольку пытаются приблизиться к Аллаху посредством самого Пророка, а не посредством его мольбы и обращения к Аллаху, как это делали сподвижники при жизни Посланника и как это будет в день воскресения.

Просьба ради кого-либо из пророков или праведников подразумевает, что Аллах оказывает человеку милость ради одного из творений. Однако это не так. Ни одно из созданий Божьих, ни избранный пророк, ни приближенный ангел, не является более сострадательным к верующему, чем Всевышний Аллах. Он ничем не обязан никому из Своих творений, и Он оказывает людям милость только потому, что любит прощать рабов и делать им добро. Из Корана и сунны нам известно, что Аллах взял на Себя определенные обязательства перед пророками и праведниками. Всевышний Аллах сказал: «Нашим долгом было помогать верующим» (Ар-Рум, 47). Есть и другие аяты на эту тему. Аллах обещал оказывать праведникам поддержку, не подвергать их унижениям и наказаниям. Он поднял их на высокие ступени и возвысил над многими из Его творений. Он принимает их мольбы и делает их заступниками за тех, кем Он доволен. Однако все это не дает нам основания просить Аллаха о чем-либо ради самих праведников или ради их высокого положения, поскольку они достигли этого не благодаря самим себе, а только благодаря милости Всевышнего Господа.

Совершенство и чистота исламского вероучения в том, что между мольбой человека и Аллахом нет посредников. Всевышний Аллах сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (Аль-Бакара, 186). А совершенство и чистота мольбы мусульманина в том, что она выражает признание абсолютного господства (могущества, власти, богатства) Аллаха и Его абсолютного права на поклонение и обожествление. Вот почему просьба ради кого-либо из творений является маловерием и свидетельствует о недостаточной приверженности единобожию, хотя и не относится к проявлениям многобожия.