Как заключается брак в Исламе

nikahВ современном мире отношение к традиционному браку неоднозначное. Люди, не желающие отвечать за свои поступки, предпочитают не обременять себя брачными узами. Гражданский брак, которым сегодня называют банальное сожительство, легко разрушается при малейших разногласиях и конфликтах. Для людей верующих брак — это не просто дань традиции, но способ заслужить благоволение Господа. В исламе институт брака имеет огромное значение, и семейно-брачные отношения четко регулируются Шариатом.

 

Препятствия для заключения брака

Для законности брака необходимо, чтобы не было никаких причин, препятствующих соединению мужчины и женщины, а также их обоюдное согласие, после чего опекун невесты в присутствии свидетелей выдает ее замуж за жениха, а тот берет ее в жены.

Вопреки расхожему мнению, шариат категорически запрещает выдавать девушек замуж против их воли. В достоверном хадисе говорится: «Нельзя жениться на женщине, не посовещавшись с ней, и нельзя жениться на девушке, не спросив ее согласия» (ал-Бухари и Муслим).

Что же мешает сочетанию браком мужчины и женщины? В Священном Коране подробно расписано, с кем мужчина не может состоять в браке. Причиной может быть кровное или молочное родство, а также свойство, то есть близкие отношения, вытекающие из брачного союза.

Кроме того, Ислам запрещает жениться на замужних женщинах. Казалось бы, это очевидно. Для чего вообще говорить об этом? Дело в том, что муж может пропасть без вести или бросить жену без объявления развода. В таких случаях женщина не может выйти замуж до тех пор, пока ее предыдущий брак не будет аннулирован в судебном порядке.

Мусульманину также запрещается жениться на разведенной женщине или вдове до истечения идды, то есть срока выжидания после развода или смерти мужа. Есть ситуации, когда шариат не позволяет бывшим супругам повторно вступать в брак. Например, если муж развелся с женой три раза, то они не могут жениться снова даже по взаимному согласию, пока женщина не выйдет замуж за другого мужчину.

Но если таких причин нет, то для узаконивания отношений между мужчиной и женщиной необходимо провести обряд бракосочетания (никах). Он сопровождается заключением брачного договора, который действителен лишь при выполнении нескольких условий.

Условия никаха

Первое условие — это согласие жениха и невесты.

Ранее мы уже отметили, что ни мужчина, ни женщина не могут быть принуждены к вступлению в брак. Этого мнения придерживались имам Абу Ханифа и многие другие. Если отец выдал девушку замуж вопреки ее воле, она имеет право остаться замужем, если пожелает, или обратиться к кадию с просьбой расторгнуть брак.

 

Второе условие — это согласие опекуна невесты.

Именно он выдает замуж свою подопечную, и без его согласия брак недействителен. Этого мнения придерживалось большинство учёных. В хадисе, переданном имамом Ахмадом и Ибн Маджой, говорится: «Бракосочетание недействительно без опекуна, и султан — опекун той, у которой нет опекуна».

Кто же может быть опекуном невесты? В первую очередь, это отец девушки. Его присутствие при сочетании браком дочери обязательно. Если по каким-либо причинам отец не может присутствовать на бракосочетании, он должен уполномочить кого-либо выдать его дочь замуж с его согласия. Если отца нет, то право на опекунство переходит поочередно к деду по отцовской линии, потом к сыну, потом к родному брату (по отцу и по матери), потом к брату по отцу, потом к сыновьям братьев, потом к дядьям со стороны отца, потом к их сыновьям и т. д.

Родственник, не исповедующий ислам, также не может выступать опекуном мусульманки. Если у девушки нет родственников-мусульман со стороны отца, то выдать ее замуж может имам мечети или официальный представитель религиозной организации мусульман. Желательно, чтобы он пользовался авторитетом среди верующих и мог позаботиться об интересах девушки перед замужеством и впоследствии, если возникнет необходимость в этом.

 

Третье условие — это присутствие двух свидетелей.

В хадисе сказано: «Бракосочетание недействительно без опекуна и двух праведных свидетелей» (ал-Байхаки). Свидетельства одного мужчины и одной женщины или одного мужчины и двух женщин недостаточно для заключения брака.

 

Четвертое условие – это брачный подарок (махр).

В Коране ясно говорится, что при женитьбе муж должен преподнести жене махр. Так называется подарок, который жених преподносит невесте по поводу бракосочетания: «Вам разрешено жениться на женщинах, если вы предоставляете им ваше имущество» (сура 4 «Женщины», аят 24).

Шариат никак не ограничивает размеры махра, и Коран свидетельствует, что махр может равняться целому кинтару (сура 4 «Женщины», аят 20). В прежние времена мусульманки довольствовались малым и соглашались на горстку фиников или на простые сандалии. В хадисе сообщается, что наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим махром является тот, что не обременителен» (Абу Давуд). Но времена изменились, и родственники невесты стали требовать от женихов дорогие подарки. В одних случаях это оправданно, а в других — нет. Родственники невесты не должны завышать махр, если достойный жених не способен сделать такой подарок и если это становится причиной откладывания свадьбы. Но бывают случаи, когда махр большого размера становится своеобразной страховкой для женщины. Ведь если махр невелик, а мужчина не отличается благородством, то при неблагоприятном стечении обстоятельств он может без зазрения совести развестись с женой и фактически оставить ее ни с чем. Поэтому шариат защищает интересы женщины и объявляет махр ее собственностью, которой не могут распоряжаться ни ее отец, ни ее муж.

 

Пятое условие по-арабски называется «иджаб ва кабул».

Это значит, что опекун невесты говорит, что выдает свою подопечную замуж за жениха, а тот в свою очередь говорит, что берет ее в жены. Это должно произойти в присутствии свидетелей на одном собрании.

Мусульманские ученые единодушны в том, что жених и опекун могут произнести слова о никахе на любом языке, необязательно произносить их на арабском языке. Опекуну невесты достаточно сказать: «Я выдаю свою дочь [называет её имя] замуж за тебя». А жениху достаточно ответить: «Я взял вашу дочь [называет её имя] в жены».

 

После никаха

После сочетания браком мужчина и женщина становятся полноправными супругами, и в шариате не оговаривается срок, который должен пройти между бракосочетанием и началом совместной жизни. Стороны должны решить этот вопрос по обоюдному согласию и на основании обычаев своей страны. Если молодые люди согласны и имеют возможность жить вместе, то родителям и родственникам не следует медлить со свадьбой.

В зависимости от обычаев страны свадьбу устраивают либо до начала совместной жизни, либо после этого. Свадебное угощение не является обязательным с точки зрения шариата, но эта добрая традиция была одобрена и рекомендована нашим Пророком, мир ему и благословение Аллаха. А вот принимать приглашение на свадьбу обязательно, так как в хадисе сказано: «А кто не принял приглашения, тот ослушался Аллаха и Его посланника» (Муслим).

Эльмир Кулиев

 

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх