Права детей по Исламу

Дети являются милостью и даром от Всемогущего Творца родителям. При этом в Исламе чётко сказано, что у детей есть особенные права, и родители должны соблюдать их.

 

Ниже приведен краткий обзор некоторых основных прав ребенка:

1) В первую очередь правом ребенка является получение достойного воспитания. Родители несут ответственность за их религиозное и духовное образование.

Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Сохраните себя и свои семьи от огня, топливом для которого будут люди и камни» (Сура ат-Тахрим, 6).

Вышеупомянутый аят ясно говорит, что не будет достаточным для человека стараться достичь спасения в будущей жизни путем применения законов шариата только к себе, но не пытаясь сохранить свою семью от огня Ада. Часто приходится видеть, что родители активно соблюдают установления религии, но их дети даже не знают основ Ислама. Они могут быть очень пунктуальны в вопросах совершения намаза, поста, закята и других аспектов религии, в то время как их сыновья и дочери поглощены мирской жизнью и даже грехами, но родители вполне довольны их поведением. На самом деле, должно быть иначе – нужно напоминать членам нашей семьи о добрых поступках и удерживать их от зла.

Порой бывает и так, что люди говорят: мы пытаемся, но дети не хотят нас слушать, так что это не наша вина. Это правда! Если родители выполнили свою обязанность хорошего воспитания, но дети не слушались их, то ответственность с родителей снимается. Тем не менее, нужно продолжать призывать их к поклонению и совершению праведных дел, используя для этого наилучшие методы и манеры.

2) Родители несут ответственность за религиозное знание ребенка. Дети должны знать самые главные основы исламского вероучения – о единстве Аллаха, о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и дарует ему мир), основы того, что является дозволенным, а что — запретным, основы намаза, поста и т.д.

3) Родители также несут ответственность за моральное воспитание ребенка, знание принципов морали и этики. Детям должны знать о недопустимости лжи, злословия, ссор, драк, насилия, воровства, ненормативной лексики, и родители должны сами подавать хороший пример в этом.

4) Физическое воспитание детей также является важным: родители отвечают за то, чтобы дети выросли сильными и здоровыми. Они должны получить возможность заниматься спортом, физическими упражнениями, которые полезны для организма.

5) Родители должны стараться выбирать хороших и благочестивых друзей для своих детей и защитить их от дурного влияния и  плохой компании.

6) Детям нужно всячески показывать любовь и заботу о них родителей. Родители должны проводить время с ними, общаться с ними, оказывать им внимание.

7) Наконец, отец отвечает за финансовую поддержку своих детей. Однако здесь есть несколько ситуаций:

а) если сын или дочь имеют собственное имущество вследствие получения наследства или получения имущества в подарок, то отец не несет ответственности за финансовое обеспечение своих детей, наоборот, их расходы будут оплачиваться из их собственных денег.

Имам аль-Хаскафи пишет: «Отец обязан оказывать финансовую поддержку своим детям (мужчинам или женщинам), если они бедны и не достигли половой зрелости» (Дурр аль-Мухтар).

б) если они не обладают богатством и достигли половой зрелости, то возможны два варианта:

Во-первых, если они в состоянии работать и обеспечивать себя, то ответственность с отца снимается. Ибн Абидин пишет: «Если дети в состоянии работать, то отец обязан отправить их на работу, и их расходы будут совершаться за счет их собственных доходов… Это также включает в себя женщин, если они смогут найти работу, которая подходит им,  такую, например, как шитье и ткачество» (Радд аль-Мухтар, 3/612)

Во-вторых, если они не в состоянии работать, то отец будет отвечать за оказание им поддержки в финансовом отношении (за дочерей – пока они не выйдут замуж). Имам аль-Хаскафи говорит: «Оказание финансовой поддержки взрослому необходимо, если он не в состоянии заработать» (Радд аль-Мухтар).

в) если ребенок еще не достиг половой зрелости (и не имеет собственного имущества), а отец жив, то именно отец должен будет обеспечить ребенка. Если же отец скончался, то мать будет отвечать за его обеспечение вместе с другими ближайшими членами семьи.

Следует отметить, что по словам ученых приобретение религиозных знаний также входит в тот пункт, где говорится об обязанности отца обеспечивать детей, если они не в состоянии заработать. Тем не менее, Ибн Абидин упоминает, что это было в то время, когда студенты были серьезными и искренними в своих исследованиях, в то время как сейчас большинство из них тратят свое время и, в конечном итоге, деньги. Тем не менее, если ребенок умный и серьезно подходит к изучению религиозных наук, то его содержание будет возлагаться на отца.

Однако, это правильно по отношению к важным и основным моментам исламских знаний. Ученые упомянули, что здесь имеется в виду приобретение знаний первой необходимости (фард айн), таким что родители не могут запрещать ребенку их приобретение. Однако, если дети хотят углублять свои знания в религиозных науках, то они должны получить согласие родителей на это и самостоятельно организовать своё обучение.

А Аллах знает лучше.