Развод по Исламу. Часть 3: Правила развода

В прошлых номерах газеты мы затронули тему развода по правилам Ислама. Напомним, что супругам дается всего три возможности: после первого и второго разводов у них есть шанс вернуться друг к другу, но после третьего развода их расставание становится окончательным. Но вот вопрос – как должен проходить каждый из трех возможных разводов? Вот какие правила развода существуют по Исламу, всего их пять:

  1. Быть в нормальном психологическом состоянии (не в гневе, не в опьянении)
  2. Соблюсти время (нельзя разводиться в период месячных жены, а также в период чистоты, если уже имелась интимная близость после очищения от месячных)
  3. Однократно объявить о разводе (сказать фразу «Талак» или «Тебе развод» лишь один раз, а не два, не три и не больше).
  4. Засвидетельствовать о разводе при двух свидетелях.
  5. Оформить соответствующие документы о разводе (если есть официальная регистрация брака в загсе и супруги не пожелали продолжить совместную супружескую жизнь, то необходимо получить свидетельство о разводе).

Все мусульманские ученые в целом согласны с этими пунктами, однако о деталях каждого из них существуют разногласия. Более подробно о них расскажем далее.

Начнем с первого пункта – быть в нормальном психическом состоянии. Как мы говорили, развод – это очень серьезный вопрос, и ошибка, сделанная под влиянием эмоций, может испортить жизнь и супругов, и детей. Поэтому для правильного развода необходимо, чтобы влияние эмоций и побочных факторов было как можно меньшим, а мужчина объявлял развод, будучи в нормальном состоянии. Особыми же можно назвать три ситуации: развод в шутку, развод в гневе, развод в пьяном виде (а также в любом другом состоянии опьянения).

 

РАЗВОДЫ В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТАКИХ РАЗВОДОВ

 

1. Развод в шутку.

Ислам порицает пренебрежительное отношение к заповедям Аллаха. В повседневной жизни мусульманину полагается быть серьезным и рассудительным. Шутки, касающиеся религиозных вопросов, и легкомысленное отношение к заповедям Аллаха – ничто иное, как пренебрежение самой религией. Талак – это тоже заповедь, переданная через аяты и хадисы. Шутки в серьезных вещах приводят к печальным результатам. Ислам не разрешает разводиться в шутку, но в том случае, если такая практика имела место, то развод считается состоявшимся.

Доказательством тому является хадис: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть три вещи, которые вступают в силу и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение супруги» (этот хадис приводят Абу Дауд и другие, а его достоверность подтвердили имам Ибн аль-Джаруд, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх Ахмад Шакир и многие современные ученые).

Из хадиса мы видим, что развод в шутку считается действительным.

Комментарии ученых к нему тоже говорят об этом: Ибн аль-Кайим пишет: «Если совершеннолетний человек шутит относительно развода, брака или возвращения разведенной жены, то вступает в силу всё, что он сказал в шуточной форме. Это указывает на то, что слова шутки в данном вопросе принимаются в расчет» (“Задуль-ма’ад” 5/204).

Нужно особо отметить, что развод в шутку был сильно распространен до прихода Ислама. Хасан и Катада передают, что арабы имели привычку быстро разводиться, а потом говорили: «Я пошутил», потом снова женились и вновь говорили: «Я пошутил», тем самым нанося вред женщинам и стремясь избежать той ответственности, которая возлагается на человека после развода. В связи с этим был ниспослан аят: «Не шутите с аятами Аллаха…» (сура «Бакара», 2:231).

Исключением являются те, кто не знал об этом положении, поскольку незнание является оправданием в Исламе, о чем сказано в таких источниках, как “аль-Ашбах уа-нназаир”, “Раф’уль-харадж фи-шшари’а”.

2. Развод в пьяном виде.

Алкоголь застилает разум и толкает человека на необдуманные слова и поступки. Для развода достаточно одного или нескольких слов, сказанных мужчиной. Если эти слова будут произнесены в состоянии алкогольного опьянения, то развод будет состоявшимся.

При этом нужно напомнить, что пьянство и употребление опьяняющих средств – один из больших грехов в Исламе. Вот несколько слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о судьбе пьющих:

Первый хадис: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то выпьет спиртное и опьянеет, подвергайте его наказанию бичеванием» (хадис приводят Абу Дауд и другие, сахих).
Второй хадис: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто пропустил намаз из-за того, что был пьяным, тот словно владел всем миром и в один момент лишился всего, что у него было».
Третий хадис: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах вправе напоить пьяницу тинатуль-хабаль». Его спросили: «А что такое тинатуль-хабаль?» Он сказал: «Это пот и выделения обитателей Огня» (приводит Муслим).

Почему развод пьяного считается действительным? На первый взгляд может быть не совсем понятно, почему человек несет ответственность за действия, совершенные им в состоянии помутнения рассудка. Но такое положение является наказанием за сознательное употребление в пищу недозволенного. Потому что заведомо дурное дело несет дурные последствия.

 

3. Развод в гневе.

Положения, касающиеся гнева, немного отличаются от двух предыдущих. Дело в том, что гнев может быть нескольких степеней.

Во-первых: обычный гнев. Человек был зол, настроение подавленное, но он прекрасно осознавал свои поступки, и в таком состоянии объявил развод. Такой развод, несомненно, засчитывается.

Во-вторых: крайний гнев, состояние аффекта. Такой гнев затмевает разум и волю человека, его можно сравнить с сумасшедшим, и он не понимает, что говорит и чего хочет. По единодушному мнению всех ученых, в этом состоянии развод считается недействительным.

В-третьих: среднее между двумя предыдущими состояние. Оно определяется по следующему критерию: человек не собирался разводиться, но в результате ссоры с женой разозлился и в таком разгневанном состоянии сказал ей о разводе, так что если бы не эта разгневанность, он вообще бы не произносил слов о талаке. Более правильное мнение о подобной ситуации – то, что развод не состоялся и не засчитался.

Доказательством этому служит следующий хадис: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не бывает развода в состоянии крайности» (передали Абу Дауд и Ибн Маджа от Аиши). Большинство ученых сказали, что крайность, о которой говорится в этом хадисе (по-арабски «иглак»), – это принуждение или гнев.

Таким образом, для того, чтобы развод человека соответствовал правилам Ислама, прежде всего необходимо, чтобы человек был в своем нормальном состоянии, осознавал все последствия своего поступка и подошел к делу с полной ответственностью.

 

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх