Развод: разрешен или нежелателен?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 По Исламу, развод в своей основе считается дозволенным поступком, и в этом нет разногласий среди ученых. Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (сура аль-Бакара 2:236).

При этом между учеными было разногласие: одна группа ученых говорила, что в разводе нет никакого порицания, даже если он будет без причины, а другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. Также была третья группа ученых, которые считали, что развод без причины – харам, как это передается от Кады ‘Ийяда. См. “аль-Мугъни” 8/235.

Когда мы говорим, порицается ли развод, то речь идет о разводе без веской причины, потому что когда появляются веские причины, развод может стать желательным и даже обязательным (например, если супруги не соблюдают права друг друга).

Более правильным является мнение тех ученых, которые считают порицаемым разводиться без веских причин. Их доводы следующие.

Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» (Ибн Маджах 2340, достоверный).

Во-вторых, Ислам строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина ни попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» (Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, достоверный).

Из этого хадиса вытекает, что если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то шариат не пригрозил бы женщине в такой суровой форме!

В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу со стороны, и совершающий это является грешником. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина!» (Абу Дауд, аль-Хаким, достоверный). Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.

В-четвертых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является благим и дозволенным в основе. Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставлял человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: «Ты лучший!» (Муслим 2813).

Кады Ийяд сказал: «В этом хадисе содержится указание на то, что к разводу нельзя относиться легкомысленно, а за разлучение супругов будет вред и большой грех для того, кто участвовал в этом! Причина этого в том, что с разводом разрываются узы, которые Аллах велел соединять, разобщается семья, хотя Аллах сделал в ней милость и любовь, разрушается семейный очаг, основанный на Исламе, а также допускается легкомысленное отношение к ссорам» (См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349).

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: «От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он, якобы, сказал: «Самое ненавистное для Аллаха из всего, что Он сделал разрешенным, – это развод!» Этот хадис недостоверный по своему иснаду, однако его смысл является правильным! Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Что же касается развода без причины (будь то религиозной или соответствующей обычаям народа), то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым» (См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55).

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у супругов есть дети, то развод приводит и к расколу семьи! Поэтому нельзя относиться к нему легкомысленно” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.

 

Читайте также: