Смешанные браки: доводы шариата

Общеизвестно, что Ислам запрещает мусульманкам выходить замуж за представителей других религий. Что касается женитьбы мусульман на женщинах-немусульманках, то здесь положение несколько другое. Некоторые люди считают, что это разрешено, ссылаясь на аят: «…А также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас» (5:5).

Но давайте рассмотрим комментарии ученых к этому аяту. Мы увидим, что ранние мусульмане запрещали жениться на немусульманках, если семейная жизнь продолжится не на мусульманской территории!

Из доводов в пользу этого, прежде всего, свидетельствует сообщение о Умаре ибн аль-Хаттабе – втором праведном халифе. Когда он был правителем халифата, и у мусульман появились жены с новых территорий (Римской и Персидской империй), Умар запретил мусульманам вступать в брак с иноверцами и оставаться жить на немусульманской территории. Более того, он даже велел расторгнуть уже заключенные браки с немусульманками, если из-за этого человек оставался жить в чужой стране.

От сподвижников известно еще одно сообщение. Ибн ‘Аббас говорил: «Недозволенно жениться на женщинах людей Писания, если вы будете жить в их стране» (приводит Ибн Аби Шайба 16431).

Таким образом, этот сподвижник издал фетву, в которой запрещал жениться на женщинах людей Писания, а исключение было лишь для тех, кто проживал на территориях мусульман.

Еще одно пояснение к тому аяту от ранних мусульман. Абдуль-Карим передает, что имам Муджахид порицал женитьбу на жительницах Римской империи, если муж и жена оставались жить в этой стране (приводит Ибн Аби Шайба 17964).

Аш’ас рассказывал: «Хасан аль-Басри порицал женитьбу в немусульманской стране на их женщинах, из-за того, что ребенок останется там» (приводит Ибн Аби Шайба 17963).

Имам аль-Куртуби (комментатор Корана) написал: «Что касается никаха на женщинах людей Писания, то если они проживают в немусульманской стране, то он недозволен» (“Тафсир аль-Къуртуби” 3/458).

Также и имам Шафии говорил: «Я склоняюсь к мнению, что мужчина не должен жениться на женщине из немусульманской страны, ибо есть опасность за будущее ребенка» (“аль-Умм” 5/318).

Мудрость этого запрета велика. Дело в том, что еще в те времена имамы понимали, что муж не имеет существенных прав в браке с такой женой, их семейный союз никак не защищен ни с религиозной стороны, ни со стороны законов, ведь законы Римской империи будут защищать только интересы жены. Поэтому и дети, выросшие в этом браке, в случае развода останутся с матерью, хотя по законам Ислама, если они выросли, то должны остаться с отцом. Понятно, что, отлучившись от отца-мусульманина, дети не смогут узнать об Исламе и, скорее всего, не станут мусульманами в дальнейшем.

Таким образом, аят из Корана, разрешающий женитьбу на женщинах из числа обладателей Писания, не следует понимать широко. Он относится только к случаям, когда женщина-немусульманка является гражданкой мусульманского государства и постоянно проживает в этой стране.

Читайте также: