Во что играть мусульманским детям

Каждый родитель-мусульманин задумывается, во что играть его ребенку. Ведь Ислам – это образ жизни, и мусульмане стремятся не нарушать законы Аллаха во всем. Использование игрушек детьми – вопрос очень интересный. Ведь в Исламе использование изображений живых существ запрещено. Так как же быть с куклами, мишками, лошадками и прочими детскими игрушками?

Кто-то, наверное, сейчас подумает, что мусульманские дети не играют в игрушки. Ну, по крайней мере, в такие, которые похожи на живых существ. И окажется неправ.

Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, арабы делали своим детям кукол из подручных материалов. И Пророк, мир ему и благословение, не осуждал этого.  В некоторых хадисах на такие игрушки есть косвенные указания, как например:

«…С тех пор мы соблюдали пост сами и повелевали поститься нашим детям. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, (прося) еды, мы давали ему такую игрушку, пока не наступало время разговения» (Аль-Бухари).

А есть указания вполне конкретные. Жена Пророка (мир ему и благословение) Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я обычно играла с куклами в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мои подруги приходили поиграть со мной. Они прятались, когда видели Посланника Аллаха (мир ему) , но ему было очень радостно видеть, что они играют со мной, и мы играли вместе» (Аль-Бухари и Муслим).

Аиша (да будет доволен ею Аллах) также передавала: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему) спросил меня: «Что это?» «Мои куклы», – ответила я. «А что это посередине?» – «Лошадь». «А что это такое на ней?» – вновь он задал вопрос. «Крылья», – сказала я. «Неужели лошадь с крыльями?» – удивился Посланник Аллаха (мир ему). «Разве ты не знаешь о том, что у Сулеймана, сына Дауда, была лошадь с крыльями?» – спросила я. Тогда Пророк (мир ему) так сильно рассмеялся, что я увидела его коренные зубы» (Абу Дауд).

Таким образом, становится ясно, что в Исламе детям разрешено играть в игрушки, изображающие живых существ. С другой стороны, трудно найти книги, труды или работы по изучению мусульманской игрушки, в отличие от игрушек европейских, китайских или японских.

Эксперты свидетельствуют, что у народов Ближнего Востока, которые приняли Ислам в первые годы хиджры, традиционно использовались куклы из подручного материала. В ход шли всевозможные щепочки, прутики, лоскутки, нитки и пр.  В некоторых странах для этой цели использовали тыкву.

У татар и башкир традиционно использовались тряпичные куклы, как, впрочем, и у немусульманских народов, проживавших на территории современной России.  Вот, например, куклы народов Приволжья.

Нетрудно заметить, что куклы отличаются в основном только нарядами. И что удивительно, лиц у многих кукол нет. То есть не прорисованы глаза, нос, рот.  Хотя в немусульманских культурах изображать живых существ не возбраняется.

Тряпичных кукол девочки, кто постарше, шили сами. Шили им наряды. Придумывали образы.

В последнее время появилась тенденция давать детям играть именно в таких кукол. Считается, что такая игрушка лучше развивает воображение. Игрушка делается из натуральных, приятных на ощупь, материалов. Ребенок,  играющий в такие игрушки, менее агрессивен, спокоен и умиротворен.  И такая игрушка будет только у него, так как сделана в единственном экземпляре.

Но все же современные игрушки занимают большую часть рынка детских игрушек. А знаменитая кукла Барби просто навязывает детям немусульманский образ жизни. Ее наряды, друзья и подружки никак не вяжутся с укладом жизни мусульман. Поэтому мусульмане начали создавать свои игрушки.

Мусульманские куклы одеты по нормам шариата. В комплекты входят различные виды хиджабов и никабов, а также молитвенные коврики. А из разновидностей кукол – кукла-учитель и кукла-врач. В аннотации к кукле Фулла сообщается, что  она – «честная, любящая и заботливая девушка, почитает отца и мать, никогда не выставит напоказ руку или ногу».

В мусульманских странах такие куклы пользуются огромной популярностью. Спроса на обычных Барби практически нет.

Одним словом, мусульманским детям позволено играть игрушками, изображающими живых существ. Необходимо только следить, чтобы игрушка оставалась игрушкой, а не становилась предметом культа.

Асия, Ижевск

www.detivislame.ru

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх