Запрет временных браков

Брак в Исламе — это строгое обязательство, договор, основанный на намерении обоих партнеров жить неразлучно, дабы их совместная жизнь принесла им душевное спокойствие, любовь и милость. Цель настоящего брака – это продолжение человеческого рода, воспитание детей в полноценной, здоровой семье. Как сказано в Коране: «Аллах одарил вас супругами из вашей среды, дал вам от них детей, внуков…» (Коран, 16:72).

Временные браки – это полная противоположность тому, ради чего предназначен брак в Исламе. Несмотря на то, что среди арабов доисламского периода временные браки практиковались повсеместно, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) объявил их запрещенными. Из самого их названия ясно – это договоренность между мужчиной и незамужней женщиной о том, что она будет жить у него как жена в течение определенного срока, получив в итоге материальное вознаграждение. Целью такой договоренности является лишь удовлетворение плотских потребностей. Завершается все это без бракоразводного процесса по итогу истечения обозначенного срока либо обычного расставания, если срок не был обозначен.

Временный брак обозначается термином «мут’а», который дословно переводится как «удовольствие». Это слово точно передает смысл такого брака, как он практиковался до Ислама: мужчины, заключавшие его, не стремились создать долгосрочных, крепких семейных отношений, а желали лишь «получить удовольствие» от женщины.

От ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, передают такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил временные браки и употребление в пищу мяса ослов во время похода на Хайбар, и сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах запретил временные браки до Дня Воскресения»» (приводят аль-Бухари № 5115, 5523, и Муслим № 1406, 1407).

Аль-Джухани сказал: «Не успел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выйти из Мекки, как он запретил временный брак».

Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в мусульманском обществе временные браки не практиковались. Если бы этот вид брака практиковался мусульманами при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то Всевышний Аллах непременно упомянул бы об этом в Своей Книге — во-первых, для того, чтобы указать на законность временного брака, а во-вторых, для разъяснения норм Шариата, касающихся временного брака, подобно тому, как Аллах разъяснил нормы постоянного брака, но Коран не содержит никаких доводов, утверждающих дозволенность временного бракa.

Что касается сподвижников, то все высказывания, передающиеся от них, указывают на запретность временных браков. Так, от Ибн ’Аббаса передается в книге «Сунан» ат-Тирмизи: «Временные браки заключались до прихода Ислама. Оказавшись в чужой земле, о которой он ничего не знал, мужчина заключал брак с какой-нибудь женщиной на то время, которое он проводил там, и она хранила у себя его вещи и заботилась о нём. Но когда был ниспослан аят: “кроме своих жен и невольниц, которыми овладели их десницы”, все женщины, за исключением упомянутых в аяте, стали запретны».

Таким образом, из этого сообщения следует, что временный брак был запрещен в самом начале становления Ислама, а практиковался лишь в невежественном обществе многобожников.

В «Муснаде» Ахмада приводится сообщение о том, что один человек спросил Ибн ‘Умара о временных браках, и тот разгневался, сказав: «Клянусь Аллахом, во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы не были прелюбодеями и развратниками!» (Шейх Ахмад Шакир назвал сообщение хорошим).

Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом, он обратился к людям с проповедью и среди прочего сказал: «Клянусь Аллахом, о ком бы я ни узнал, что он заключает временные браки, имея постоянную жену, я непременно побью того камнями, если только он не приведет мне четырёх свидетелей, которые засвидетельствуют, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил заключать временные браки после (известного мне) запрета!» («Сахих Сунан ибн Маджа», хадис № 1611, Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал сообщение достоверным в «Ат-Талхис аль-Хабир», том 3, № 1171).

У Джа‘фара ибн Мухаммада спросили про временный брак. Ученый ответил: «Это — натуральное прелюбодеяние!» (данные слова цитирует имам аль-Байхакы. См. Ибн Хаджар «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари» Т. 9. С. 216).

Очень часто задается такой вопрос: «Я хотел бы жениться, но в данный момент я живу далеко от своей родины, разрешается ли заключить никях на тот период, пока я не вернусь домой, но я не буду сообщать невесте о своем намерении?» Ответ здесь однозначен: если в намерении брачующихся есть временность их отношений и несерьезность, то их брак изначально недействителен пред Всевышним! Кто бы ни провел им  никях (процесс бракосочетания), его временность и несерьезность аннулируют чистоту и правильность данного процесса. Имам, которого пригласили для заключения такого никяха, должен отказать брачующимся, ведь правильный никях не может содержать условия о его временности.

Таким образом, временный брак был запрещен с приходом Ислама и этот запрет останется в силе до Судного Дня.