Расширяя кругозор

26 ноября с экскурсией в Ижевской Соборной мечети побывали представители удмуртского республиканского общества «Знание» и удмуртской епархии Русской Православной Церкви. Экскурсия состоялась в рамках проекта «Православный лекторий» по согласованию с муфтием Удмуртии Фаизом-хазратом Мухаметшиным. К участию в мероприятии были приглашены постоянные участники проекта, а также все, кто имел желание расширить свои познания о традиционных религиях нашего края.

В экскурсии также приняли участие член экспертного совета проекта «Православный лекторий» Сергей Игоревич Ильинский, имамы Ижевской соборной мечети Исмаил-хазрат Шайхутдинов и Ильяс-хазрат Сабирзянов, преподаватели общеобразовательных и воскресных школ, а также гости и журналисты.

Сначала всех пригласили в здание муфтията, где за круглым столом участники познакомились с историей мусульман Ижевска, после чего имели возможность задать интересующие их вопросы и получать на них исчерпывающие ответы. В частности, преподавателей заинтересовала архитектура мечетей, смысл количества их минаретов. На вопрос «А сколько минаретов должно быть?» Исмаил-хазрат ответил, что нет обязательного предписания на этот счёт. Минареты служили для того, чтобы муадзины призывали верующих к молитве. О современных функциях минаретов полушутя поведал научный руководитель курсов повышения квалификации преподавателей Денис Михайлович Сахарных. Он привёл в пример турецкую мечеть, между символическими башнями которой вывешивали светящуюся рекламу «Хош гелдиниз Рамадан». Имам Ильяс-хазрат поделился с опытом наших соседей по региону, где в Нижнекамске уже используют социальную рекламу, призывающую к уважению. Она используется как призыв, допустим, вспомнить о родителях, вспомнить о малоимущих и т.д.

Священник Дионисий Суздалев подчеркнул, что любая религия, будь то Христианство, будь то Ислам, идёт в ногу со временем, единственное, что не меняется в религии – это её догматы. Затем, после нескольких высказываний участников, Сергей Ильинский осмелился остановить этот плавно перетекающий во что-то похожее на диспут разговор, напомнив о том, что это экскурсия, и попросил Исмаил-хазрата продолжить рассказ об Ижевских мечетях.

Нелегко было получить разрешение на строительство мечетей (та же ситуация была и с православными храмами). Труднее было, наверно, защитить уже построенную мечеть… История мечетей, конечно, заслуживает отдельного внимания. Отмечу лишь пару запомнившихся моментов. Во-первых, Ижевская Соборная мечеть при любых исторически сложившихся ситуациях не переставала работать, она оставалась действующей даже без минарета. А во-вторых, на север от современной мечети было кладбище, и только старые карты могут поведать о том, сколько улиц и домов так называемого «Татар-базара» находятся на могилах.

В детстве бабушка Исмаил-хазрата приводила его на таравих-намазы, когда не было даже и намёка на присутствие детей в мечетях. Сергей Игоревич вспомнил о том, что он был сотрудником комиссии при Ленинском исполкоме, что ходил и в мечети, и в храмы для того, чтобы среди верующих не было несовершеннолетних, и чтобы против советской власти ничего не высказывали.

Затем Исмаил-хазрат рассказал о Мекке, о Каабе, о 360-и идолах, которые были разрушены, о тауафе (обходе Каабы 7 раз), не прекращаемом даже при наводнении, о мусульманском летоисчислении, о добровольном принятии городом Медина Ислама, о создании первого Исламского государства при Пророке Мухаммаде. Исмаил-хазрат пояснил, что, возможно, обозначает чёрный камень. Есть мнение, что это райский камень, попавший к нам на Землю в виде метеорита. Праведный халиф Умар говорил про него так: «Я век бы тебя не почитал, если бы Пророк (с.г.в.с.) тебя не целовал». На самом деле, это желательное  действие, но не обязательное. После того, как имаму задали вопрос о тауафе против часовой стрелки, он ответил, что всё в мире крутится против часовой стрелки. Если солнце крутится по часовой стрелке, то тень от светила – против. В качестве ботаника Исмаил-хазрат отметил, что все вьющиеся растения поднимаются против часовой стрелки, исключение составляет лишь хмель, что очень символично. Затем имам рассказал о записывании Корана при жизни Пророка (с.а.г.в.) и о сборе хадисов в течение двух веков после его смерти. Тут я вспомнил о такой замечательной вещи мусульман, как иснад. Это цепочка из правоверных мусульман, чья правдивость никогда не была подвергнута сомнениям. Из уст в уста, из поколения в поколение передаваемые хадисы собирались такими великими учёными, как Аль-Бухари и Муслим. Однажды имаму Аль-Бухари сообщили о человеке, который знает очень много хадисов, учёный преодолел огромное расстояние, чтобы добраться до него, однако Аль-Бухари увидел такую картину: человек, к которому он приехал, придерживал что-то подолом своего платья и, таким образом, подзывал к себе верблюда. Узнав, что тот обманывает животное, Аль-Бухари уехал, даже не поговорив с ним, потому что он истратил к нему доверие. Учёными-мухаддисами были изучены и отобраны не столько цитаты Пророка (с.а.г.в) и рассказы о нём, сколько люди, передававшие их. То есть, вот насколько жёстко отбирали хадисы в плане их достоверности, поэтому мы можем не сомневаться в сборниках Аль-Бухари и Муслима.

Своими воспоминаниями переноса мечети и постройки новой так же поделился и Сергей Ильинский. Он рассказал о том, как отношение властей становилось более лояльным. Когда-то под предлогом отсутствия фундамента старую мечеть хотели снести, собирали подписи, и только война приостановила этот напор. Затем здание перевезли на Азина, на что власти отвели десять дней. Говорили: «Если не управитесь, останетесь без мечети». Позже мечеть, наконец, заимела свой минарет. Но народ не умещался в маленькое деревянное помещение, поэтому к 1996-ому году всем миром построили новую просторную мечеть. А к 2000-ому году старую обшили кирпичём. “При строительстве использовались и зарубежные деньги, — сказал Сергей Ильинский. – На открытии мечети присутствовали муфтий Талгат Таджутдин, помощник посла из Ирана, который тоже курировал стройку”.

Следующий вопрос касался запрета музыки. Исмаил-хазрат рассказал о том, что она сильно отвлекает от поклонения: теряется сосредоточенность и уединённость в молитве, музыка захватывает все струны души. Отец Дионисий, священник Свято-Михайловского собора, заместитель руководителя религиозного образования Епархии Ижевска также отметил, что в раннем христианстве тоже не было никаких музыкальных инструментов. «Нет более совершенного инструмента, который дал тебе Бог – это твой голос, пользуйся им, — сказал он. – Поэтому в Православии нет органа, а в Католицизме музыкальные инструменты появились только через полтора века после раскола». «У нас в России многие не могут отдохнуть без музыки, тогда как миллионы мусульман прекрасно живут и без этого, — продолжил Исмаил-хазрат. – В детстве, помню, мне попалась книга музыкального содержания «Татарское народное творчество», где в предисловии было сказано, что в XVII, XVIII, XIX вв. у татар не было музыкальных инструментов. Я так переживал, думал: «Оказывается мы – татары – такой отсталый народ, что у нас даже своих музыкальных инструментов нет! У всех есть – у нас нет!» И лишь в конце XIX века у татар появилась тальянка, поэтому получается так, что вся музыка – на одном инструменте». «У всех народов, продолжил Исмаил-хазрат, — есть оркестры: у турок посмотрите, у иранцев, у пакистанцев говорить нечего. Вот именно наш народ старался придерживаться Ислама досконально. Татары веками шли за своими имамами».

Были вопросы, связанные с запретом женщин посещать кладбища, с национальным праздником Сабантуй (в котором в последнее время преобладает выпивка и музыка, что очень порицается), с головными уборами для мусульман в мечети. Но самой, пожалуй, интересной и обширной для расъяснения темой была тема «Обязательств женщин прикрывать своё тело и волосы». «Во-первых, — ответил Исмаил-хазрат, — в комнату, где есть оголённая женщина, не залетают ангелы. Во-вторых, если мы посмотрим вокруг, то увидим много рекламы, где есть женщины, и чем больше она оголяется, тем больше мужчин обращает внимание на рекламу. Третий момент, когда девушке есть, что показать, она старается всячески подчеркнуть это, и на неё смотрят не только мужчины, но и женщины. И что происходит? Сглаз, порча. То женщины забеременеть не могут, то молоко пропадает, то ещё что-то. В четвёртых, прикрывающая одежда выравнивает женщин — худые не кажутся худыми, тучные – толстыми. Посмотрите фильмы про XIV-XV века, там нет ни одной женщины с неприкрытыми волосами. У русских есть такое слово — «опростоволоситься», что означает «потерять головной убор, платок». Кстати, в Православии ведь тоже следует покрывать голову?» «Христианки до XIX века правильно одевались, — ответил отец Дионисий. — Это так называемая «Сексуальная революция» раздела женщин, придуманная, кстати. Кому-то говорят: «Да сними ты платок, почувствуй себя свободной, у тебя есть права». «Да не трогайте вы меня, у меня и так всё хорошо, оставьте меня в покое», — говорит она. Я так понимаю, что споры и в Христианстве, и в Исламе одни и те же. Сейчас, пожалуйста, — есть лёгкие ткани, плотные ткани. Была бы традиционность и было бы желание. Когда у нас поднялся вопрос покрываться-не покрываться, я хочу сказать, что женщина чувствует себя намного защищённее, намного комфортнее, когда её никто не видит. Мне очень нравится фраза: «У вас не получится дело, если оно начинается с обмана». Мы хотим, чтобы у нас всё было хорошо, но до тех пор, пока мы сами себя обманываем и ходим, как хотим, у нас ничего не получится».

Во время общения преподаватели школ не только больше узнали о двух мировых религиях, но и почерпнули для самих себя нечто важное и ценное: не просто уважение к религии, а достойную и возвышенную роль женщины в Исламе.

После общего ознакомления с Исламом, его положением в Ижевске и общностью некоторых её черт с Христианством, участники проекта посетили старую и большую мечети.

У проекта «Православный лекторий» далеко идущие планы. В будущем нас ожидает множество встреч и экскурсий. Будем держать вас в курсе событий.

 

Рамиль Хамидуллин