Муфтий Удмуртии Фаиз-хазрат: «Радикализм — это лже-религия, отрицание законов ислама»

Фаиз-хазрат МухамедшинВ конце марта в Удмуртии прошел большой региональный форум «Власть, общество, конфессии». Он собрал вместе чиновников, общественных деятелей и представителей религиозных организаций Удмуртии. Главной темой форума стали общие усилия по сохранению в регионе спокойствия и взаимоуважения среди разных религий.

Накануне форума корреспондент ИА «SM-News» в Удмуртии Юлия Мокрушина встретилась с главным муфтием региона Фаиз-хазратом Мухамедшиным и поговорила о том, как живется мусульманам в Удмуртии сегодня, и почему, изучая ислам, важно не ошибиться с выбором наставника.

— Фаиз-хазрат, Удмуртия — регион, где многие века вместе жили русские, удмурты и татары, православные и мусульмане. Сейчас количество верующих мусульман — больше 10% от населения. На Ваш взгляд, становится ли больше мусульман в нашей республике за последние годы?

— Удмуртия всегда была очень толерантным регионом в том, что касается религии. Даже в советские времена тот, кто хотел, мог совершать молитвы, поститься. Мечеть в Ижевске никогда не закрывалась. Уже в 1989 году у нас появились первые курсы изучения Корана, и с каждым годом количество слушателей на них только увеличивалось.

Сегодня мусульмане активно участвуют в общественной жизни республики, представители муфтията входят в состав Общественной палаты, в Общественный совет при МВД. Мы сотрудничаем с министерством образования, и Удмуртия — один из немногих регионов России, где у мусульман есть свои общеобразовательные классы в школах. Сотрудничаем с колониями, если там есть в заключении мусульмане. В двух колониях даже оборудованы небольшие мечети, в остальных — молельные комнаты.

Что касается того, стало ли больше мусульман, конечно, к нам регулярно приходят люди, желающие изучать ислам. Мы принимаем каждого, не спрашивая, кто он и откуда.

— С чем, на Ваш взгляд, связана радикализация части мусульман?

— Ответ не в религии совсем, а в самоощущении каждого конкретного человека. Когда агрессивный, чувствующий себя обиженным человек приходит в религию, он не может расти духовно, ему нужно приложить большие усилия, чтобы переломить в себе эти качества, надо большую работу над собой проделать. Не все к этому готовы. Если такой человек приходит не в официальную мечеть, а к радикальному наставнику, который говорит ему — иди, выплесни свою злость, иди убивать и воевать — это самый простой для него путь.

Такому человеку проще творить зло и оправдывать его велением Аллаха, для этого не нужно никаких усилий.

Но любая религия, и ислам тоже, призывает прежде всего к добру и соблюдению моральных норм. Пророк Мухаммад, пример для всех мусульман, построил целое государство, не проявляя агрессии ни к кому. А то, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, никак не связано с исламом. Радикализм — это лже-религия, отрицание законов ислама.

— Но ведь радикальные мусульмане руководствуются понятием джихада — основным для ислама?

— Джихад — это очень широкое понятие, это прежде всего готовность к духовному труду. А он есть и в самых простых вещах — заботе о близких, родителях, ежедневных делах. Джихад — это прежде всего внутренняя борьба со своими пороками, без этого невозможно считаться правоверным. И только потом — газават, борьба с внешними врагами. Существует защитный джихад, когда люди защищают свою семью, жизнь, государство, но это настолько серьезные вещи, что простым мусульманам не дано принимать решение — воевать или нет, это право главы государства.

— Вам лично приходилось в Удмуртии сталкиваться с радикально настроенными верующими?

— В течение последних лет были попытки разговоров с верующими в мечети со стороны организации «Хизбут-Тахрир». Могу сказать, что у наших мусульман они не нашли поддержку. Для того, чтобы в регионе появились такие люди, нужна почва — социальное неблагополучие, бедность, несправедливость. Когда этой почвы нет, нет и оснований для протеста.

Например, в Удмуртии мы хотели строить мечети, молиться, обучать своих детей религии — все это есть. Есть школы, где дети могут изучать ислам, совершать намаз, есть курсы изучения ислама для взрослых. Есть собственное мусульманское кладбище, где умершего мусульманина родственники могут похоронить с соблюдением всех религиозных канонов. В 2016 году в нашей жизни произошло огромное событие — в Ижевске открылась Центральная мечеть, которую строили больше 10 лет. Это уже третья мечеть в столице региона. Можно сказать, что в Удмуртии созданы все условия, чтобы прожить жизнь правоверного мусульманина.

Ислам говорит, что там, где людям предоставляются все права, мы должны уважать и соблюдать законы государства, в котором живем. В Удмуртии действительно есть взаимоуважение между представителями разных религий. И мы убеждены, что такой мир и добрососедство нужно беречь и развивать.

— Как мусульмане Удмуртии относятся к тем, кто уезжает воевать за ислам в Сирию, Ирак?

— В Коране прямо говорится — в том месте, где нет закона, мусульманин находиться не должен. Сегодня на Ближнем Востоке, в Ираке, в Сирии — царит полное беззаконие. Та подмена закона, которую они называют законами шариата — это подмена понятий, потому что в шариате нет таких методов, как убийства или казни.

Когда мы встречаемся с имамами из других регионов, конечно, обсуждаем эти вопросы. Откуда больше всего уезжают воевать? Из регионов, где люди живут бедно, не имеют работы и применения себе. Действительно, когда у человека есть занятие и возможности для работы, молитвы и духовного роста, он никуда воевать не поедет. К сожалению, социальным неблагополучием часто пользуются недобросовестные люди, провокаторы, которые пытаются «раскачивать лодку» на национальной или религиозной почве.

— Какие возможности изучать ислам сегодня есть в Удмуртии?

— Первое что должен сделать желающий изучать Коран — не ходить по непонятным интернет-сайтам, а придти в мечеть. Когда мы хотим получить светское образование — мы идем получать его в университет, который несет ответственность за результаты образования. Здесь то же самое. Мечеть — это официальная организация, где человек может получить информацию, за которую ответственен имам. Люди, которые предлагают учить Корану в интернете, или на каких-то онлайн курсах, не несут никакой ответственности за свои слова и действия.

Кроме того, мечеть — это ведь не просто здание. Это сообщество людей, — пожилых, молодых, детей. Здесь можно найти поддержку в своих начинаниях, встретить единомышленников, обсудить вопросы, которые тебя волнуют. Поэтому люди, которые начинают ходить в мечеть, на проповеди, на занятия — у них уже есть прививка от радикализма. В мечеть можно просто придти на экскурсию, например, у нас часто бывают школьники — немусульмане. Мы всем рады, но никого не принуждаем думать и жить так, как мы. Каждый имеет право выбора.