Опыт веков

Из самой фразы «традиционный Ислам» понятно, что речь идет о религии, которая перешла к нам от предшественников по традиции. Мусульмане вполне определенно могут сказать, что сохранили традиции не только своих бабушек и дедушек, но и многих поколений мусульман, живших до них, вплоть до основателя Ислама – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Немного истории

В 1994 году мусульманская община города Ижевска инициировала образование Духовного Управления мусульман Удмуртии (ДУМУ), получившего государственную регистрацию. Эту инициативу поддержали общины Воткинска, Можги, северных районов республики, принявших самое активное участие в создании и работе новой мусульманской организации. Между тем, ее новизна была лишь в официальных документах, потому что как и сто, и двести лет назад мусульмане Удмуртии выступали за единство и сплоченность в своих рядах, поддерживали Верховного муфтия страны и структурно относились к старейшему муфтияту России – ЦДУМ (ранее назывался ОМДС).

Уместно напомнить, что в нынешнем году исполняется 225 лет с момента создания в Уфе первой мусульманской организации в истории России – Оренбургского магометанского духовного собрания, преемником которого является ЦДУМ России. В 1788 году по указу Екатерины II было создано Духовное собрание магометанского закона, а в период правления Александра I был издан указ об образовании Министерства духовных дел и народного просвещения. В документе отмечалось, что муфтий должен избираться мусульманской общиной.

К началу ХХ века в Глазовском уезде (в Глазовском, Балезинском, Юкаменском районах современной УР) насчитывалось 24 татарских поселения, имевших около 30 мечетей. Мусульманские служители (указные муллы) подчинялись Духовному Управлению в Уфе, где проходили аттестацию на очередное духовное звание при согласовании с Вятским губернатором. Более поздние группы татар появились на юге Удмуртии (в современных Граховском, Каракулинском, Киясовском районах), переселившись сюда в разное время с территории этнической родины – будущего Татарстана.

В Ижевске на Четвертой улице некогда существовал Татарский поселок, в котором на средства Оружейного завода была построена мечеть. Вторую мечеть возвели уже сами верующие мусульмане на Пятой улице Татарского поселка. Практически все мечети и молитвенные дома были закрыты в 1930-е гг. За время деятельности Советов по делам религий при Совете Министров СССР (1944-1990 гг.) в Удмуртии было зарегистрировано всего 8 мусульманских общин. Лишь с середины 90-х годов количество мечетей и общин стало увеличиваться, а потому было принято решение о создании регионального духовного управления в Удмуртии, что и было сделано в 1994 году.

Стоит отметить, что 90-е годы прошлого столетия характеризовались не только ростом религиозного и национального самосознания в России, но и глубокими разногласиями, затронувшими мусульманские общины во многих регионах. В одной республике или области могли действовать одновременно два, три, а то и более различных муфтиятов, отношения между которыми оставляли желать лучшего. Но исключением в этом была Удмуртская Республика. С самого начала мусульманские общины Удмуртии вошли в один муфтият, старались избегать разногласий и понимали важность единства для успешного ведения религиозной деятельности. В этом – «плюс» и огромное преимущество мусульман нашей республики.

 

Удмуртия многонациональная

Уже не первый год в Доме Дружбы народов Ижевска проводятся традиционные занятия «Удмуртия многонациональная». Несмотря на то, что изначально они были предназначены для молодых сотрудников МВД, посетить занятия может любой желающий. Здесь полицейские, проходящие службу в органах внутренних дел первый год, встречаются с представителями религиозных конфессий и сотрудниками министерства национальной политики Удмуртии. Духовные деятели Ислама и Православия рассказывают о своих правилах, отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями. Как оказалось, из года в год поднимаются одинаковые вопросы слушателей: как Ислам относится к терроризму, грозит ли Удмуртии радикализация молодежи, что делают мусульмане для предотвращения межнациональных и межконфессиональных разногласий. Имамы отвечают: как наши бабушки и дедушки жили в мире со своими соседями, вместе трудились на заводах, наряду со всеми защищали страну в годы войны и работали в тылу, так и нынешние поколения мусульман ценят мир и добрососедство между народами республики.

Что же касается терроризма, то хотелось бы привести слова имамов полностью: «У терроризма нет ни нации, ни религии. Ислам – это не терроризм и не экстремизм. Ислам учит  добру. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Лучший мусульманин это тот, от рук и языка которого никто не страдает». Ислам распространяется и набирает силу только методом хорошего примера и  призыва. Примером этому может служить принятие Ислама в Волжской Булгарии нашими предками более тысячи лет назад. Первые торговцы из арабских стран приезжали до Волги и вели там свои торговые дела. Местные жители, видя их честность и порядочность, спрашивали: «Почему вы такие порядочные? Почему вы не обманываете? Почему вы так себя ведёте?» Мусульмане же отвечали, что такова их религия, быть такими их учит Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Именно так Ислам и распространился среди предков татар, башкир, казахов и многих других народов – методом призыва и хорошего примера, а не при помощи насилия и меча».

 

Уважать друг друга

Согласно данным последней переписи, в Удмуртии проживает более 130 народов и национальностей. В таком огромном доме любые попытки разыграть «национальную карту», разжечь межконфессиональную вражду должны строго пресекаться. Показателен в этом отношении пример, который привел муфтий республики Фаиз-хазрат Мухамедшин. «Совсем недавно в Правительстве республики прошел круглый стол с представителями основных конфессий и общественными организациями, – рассказал Фаиз-хазрат. – И вот там выступил человек со словами, что якобы азан (призыв к молитве), который обычно звучит из мечетей Ижевска, может мешать ижевчанам. И тут встает известный в Удмуртии православный священник, отец Виктор, и говорит: «Я недавно переселился и теперь живу недалеко от мечети. И мне так нравится этот звук азана. Это что получается, теперь и наши колокола должны мешать мусульманам, а их азаны должны мешать христианам? К чему мы так придем? Мы должны уважать друг друга», — прямо сказал православный священник. Действительно, в России и Удмуртии мусульмане – это люди, которые тысячи лет живут на этих территориях. Этим все сказано. С их нуждами и потребностями нужно считаться так же, как считаются с запросами остальных народов, если мы хотим жить в одной стране под названием Российская Федерация».

Мусульмане Удмуртии, сохранив за свою многовековую историю лучшие традиции предков, сегодня как никто другой знают, насколько важно позаботиться не только о недопущении экстремизма, прикрывающегося религией, но и о том, как сохранить межнациональное согласие в одном общем доме, когда ко всем народам и национальностям необходимо проявить одинаковое уважение.