Рашид Ахмадиев, имам мечети: «Рождение ребёнка должно сплачивать семьи и объединять родственников»

   В Ижевскую Соборную мечеть ежедневно приходит много горожан по различным вопросам. С большинством из них в первую очередь беседуют дежурные имамы, в том числе они отвечают на вопросы об обряде «исем кушу» — имянаречение детям. Один из них – Рашид-абый Ахмадиев расскажет о своей деятельности.

Рашид-абый, много ли случаев, когда люди приходят к вам как к дежурному имаму мечети для проведения «исем кушу» — имянаречения ребенку?

Да, в мечеть приходят для «исем кушу». В основном, конечно, люди приходят по другому поводу – дуа прочитать (молитву) или же посоветоваться по проведению похорон или же по семейной или житейской проблеме, кто-то собрался в дальний путь и перед дорогой зашел в мечеть, кому-то нужна помощь, в общем, по разным вопросам приходят к дежурным. Но нередко приходят и для имянаречения детям.

Важно отметить, что «исем кушу» — это, прежде всего, должно быть семейным мероприятием. Нужно, чтобы на него собирались родственники, близкие люди. Поэтому «исем кушу» нужно проводить не в мечети, а дома – в кругу семьи и родных, чтобы дарили подарки и радовались появлению на свет нового члена семьи.

Получается, люди, которые приходят в мечеть для имянаречения, не знают о правилах этого обряда?

Иногда не знают. Иногда приходят именно узнать и проконсультироваться. Но порой бывает дома сложная ситуация и из-за неё не хотят проводить имянаречение дома. Чаще всего такая сложная ситуация происходит в смешанных семьях – родители разных религий начинают ссориться из-за того, к какой религии отнести их ребёнка – повести его в церковь, как желает один из них, или же в мечеть, как того хочет другой.

Если спросить наше мнение, то мы не хотим, чтобы в семьях возникали такие разногласия. Семьи должны быть крепкими и дружными. Поэтому мы всегда советуем молодым людям: заранее, еще на этапе создания семьи и выбора спутника жизни подумайте о будущем вашей семьи и ваших детей, выбирайте себе в мужья или в жёны именно представителей вашей религии. Когда люди одной веры и у них много общего, то и семьи обычно бывают крепкими. А различие религий – это, если супруги верующие люди, одна из первых предпосылок разрозненности для семьи и последующих размолвок.

Если ссоры затронут лишь супругов – это ещё полбеды, но если они отразятся на детях – это гораздо хуже. Основы веры, законы добра и зла, понятие о Всевышнем и о нашей ответственности перед Ним должны закладываться в детях с малого возраста, они растут, видя пример своих родителей, своих бабушек и дедов. И если в этом возрасте вопросы веры станут подвергаться сомнениям или превратятся в предмет спора, то о каком праведном ребёнке и его воспитании тогда можно говорить?

Отдельно упомяну про такой случай: в некоторых смешанных семьях родители, дабы не конфликтовать по вопросам религии, решают вообще ничего не рассказывать ребенку о вере. Мол, когда вырастет, сам выберет свой путь и религию. Но это тоже не выход. Духовное воспитание детей должно начинаться в раннем возрасте. Именно оно позволяет дать ответы на такие важные вопросы: кто мы, почему мы живём, откуда появился наш мир, куда уходят умершие люди, почему важно совершать добрые поступки и не делать людям зла? Это отнюдь не детские вопросы, но люди начинают размышлять над ними в очень раннем возрасте. Важно, чтобы родители смогли объяснить эти темы, не создав при этом разногласий в голове у ребенка.

Как было сказано, обряд имянаречения «исем кушу» должен проводиться дома. В чём смысл домашнего проведения такого обряда?

Самое главное – то, что ребёнок там живёт, это его дом. Не нужно нести его в мечеть, да ещё маленького, ведь ему самому гораздо удобнее и комфортнее находиться дома, с мамой, в привычной обстановке.

Иногда в мечети к дежурному имаму бывает очередь, и тогда с ребенком на руках люди ждут, пока зайдут на приём. Дома же такого ожидания, конечно не будет.

Кроме того, представитель мечети, когда приходит к людям домой на обряд имянаречения, естественно обратится со словом ко всем собравшимся родственникам. Кто-то из них впервые услышит, как звучит Коран, кто-то сможет задать вопросы по другим обрядам Ислама. Так что «исем кушу» — это не обряд, который, как говорится, нужно провести «для галочки», а важное мероприятие, приносящее пользу и ребёнку, и членам его семьи.

Вот тоже такой вопрос. Многие думают, что обязательно нужно приготовить «аш», угощения для представителя мечети и т.д. Так ли это?

Нет, не так. За остальные регионы не скажу, но в Ижевске представители мечети идут к людям домой не на «аш», а именно для проведения мусульманского обряда имянаречения, для проповеди Ислама. Если будет накрыт стол – представитель мечети поест вместе с хозяевами, родственниками и знакомыми. Если никто из родных не приглашён и стол не накрыт – представитель мечети прочитает нужные молитвы, проведёт обряд «исем кушу» и уйдёт, ничего страшного нет. На самом деле, угощения нужны для встречи родственников, для семейного торжества. А для проведения обряда «исем кушу» ничего не нужно, даже чая не надо. Пришёл хазрат, встретили, подготовили заранее подушку, чтоб положить ребенка. Хазрат проводит молитвы и уходит. Ничего больше не нужно. Это самый простой вариант.

Как имам, которому доводится часто общаться с людьми, что бы Вы посоветовали людям о проведении имянаречения?

Как только ребенок родился, не нужно откладывать проведение имянаречения. Нужно как можно скорее провести этот обряд, пусть даже сразу после больницы. У многих есть поверье, что нужно через месяц или 60 дней, это неправильно.

Также хотелось бы сказать, что «исем кушу» — это исконно мусульманский обряд. Он очень важен для ребёнка и его семьи, и мы верим, что он приносит много блага для будущего. Поэтому нужно относиться к нему не как к мероприятию «для галочки», а как к важному семейному торжеству, пригласив на него родных и близких. К сожалению, в наше время люди редко собираются в большом семейном кругу – с родными, двоюродными и так далее. Можно сказать, только на свадьбах или похоронах. А рождение ребёнка – это не менее важное семейное мероприятие, и оно должно сплачивать семьи, объединять родственников, собирать родных и близких людей. И очень хотелось бы, чтобы такой исконно мусульманский обряд как имянаречение ребенка, «исем кушу» вновь вошел в наш быт и занял в нём достойное место.

Раиль Аляутдинов