Талгат Таджуддин: Наши предки 1427 лет тому назад начали добровольно принимать Ислам

В здании Центрального духовного управления мусульман состоялась первое в этом году интервью Талгата Сафича Таджуддина. Предлагаем вам ознакомиться с мнением Верховного муфтия по актуальным проблемам современности.

Талгат Таджуддин смог найти для нас время в своем насыщенном графике и ответил на наши вопросы в своей резиденции.

- Талгат Сафич, сейчас наблюдается возрастание интереса к Исламу. Все больше и больше людей выбирают для себя эту религию. Как Вы думаете, почему? Какого Ваше мнение относительно этого явления?

- Понимаете, мир дошел до того, что перенасытился всем материальным. Но в то же время, мир обеднел духовно. Это интерес не только к Исламу, это интерес к духовности. В современном мире, чем больше благ, тем больше людей становятся одинокими. А духовные же ценности, традиции народов определяют человеку его место. Человек теряется в материальном мире, поэтому очень часто возникают такие вопросы, как «Кто я? Зачем я в этом мире? Почему я должен делать это?». Поэтому совершенно естественен интерес к духовным ценностям, потому они, в отличие от материальных ценностей, вечные. У любой вещи в наше время есть своя инструкция: у телевизоров, у телефонов, у фотоаппаратов. А инструкциями Бога являются вот эти духовно-нравственные ценности. Он – Создатель. Безусловно, мы что-то меняем, приспосабливая это что-то для себя. Но Всевышний – Создатель. Отсюда и интерес как молодых, так и пожилых людей, людей грамотных к духовности. И вот этот поиск духовности приводит к поиску своего «я». А это и есть божественно-нравственные ценности в любой религии. Как известно, Ислам является продолжением тех древних традиций иудаизма, христианства, даже священные книги: и Библия, и Коран – они одного корня. Это показатель того, что Бог один, Он един. Поэтому идеалы справедливости, честности, добра совершенно естественны и востребованы в сегодняшнем обществе. Только в нашей стране построено семь с половиной тысяч новых мечетей, возводится десятки тысяч православных храмов. Это говорит о том, что, несмотря на семьдесят с лишним лет навязывания государством атеизма, люди не переставали быть духовными. И в вере они находят спокойствие и для сердца, и для своей души.

- Из-за действий ДАИШ (ред. - запрещенная организация в РФ и в других странах), множество стран относится к Исламу крайне негативно. Т. е., многие считают, что если ты мусульманин, то обязательно рано или поздно станешь террористом. Как можно избавиться от этих предрассудков?

- Здесь следует вспомнить историю. Со времен Пророка Мухаммада (мир ему) распространение Ислама с Аравийского полуострова до Испании, Индии, Китая, до Кавказа произошло за 50-60 лет. Еще при жизни Пророка (мир ему) Ислам дошел до берегов Волги. Он направил трех сподвижников, без единого оружия. Три человека прибыло на берега Волги к булгарам. И от них наши предки начали принимать Ислам, а уже в 922 году приняли Ислам как государственную религию булгар. И с тех пор мы продолжаем эту традицию. Разве можно было сделать это мечом? Если бы постулаты Ислама не были такими привлекательными, таких результатов достичь бы не удалось. Первые слова, которые говорит мусульманин при встрече: «Ас-саляму алйкум», что значит «Мир вам». Нынешние расколы и в исламском мире, и в нашей стране среди религиозных организаций мусульман привнесены из внешнего мира. Как вы знаете, несколько столетий Европа оккупировала мусульманские страны и только в прошлом веке они смогли освободиться. Но влияние этих стран до сих пор сохраняется. В прошлом веке было противостояние капиталистического и социалистического мира, в связи, с чем делились сферы влияния. И это противостояние было перенесено на исламский мир. Целая коалиция во главе с США под придуманным предлогом, что там есть оружие массового уничтожения, совершили агрессию против Ирака. Потом такой же акт насилия в виде явной поддержки международных террористов был совершен по отношению к Сирии. И в обоих случаях страдали мусульмане. Это все не просто так делается. Идет ознакомление с Исламом. В Европе почти 30 млн. человек – это мусульмане. И эту цифру составляют люди, которые переселились из бывших колоний: Марокко, Алжир, Тунис и из других арабских стран. А в самой Европе идет духовное обнищание – храмы пустуют. В Европе мусульмане иногда арендуют пустующие церкви, чтобы проводить богослужения. И никакого терроризма, экстремизма не было. И в арабских странах мирно уживались представители разных религий. Я сам учился в Египте и видел, как дружно сосуществуют православные и мусульмане. И в Каире ничуть не меньше церквей, чем мечетей. И нынешнее противостояние в Сирии привнесено и делается на западные деньги. Все это искусственно создается для того, чтобы противопоставить народы и подорвать единство граждан. В чьих интересах может это быть? В интересах торговцев оружием, в интересах тех людей, которые навязывают новый порядок. И поэтому неправильно говорить об агрессивности Ислама. В нашей стране нет этого противостояния, потому что мы осознаем, что Бог один и Родина одна. Прошлое, настоящее и наше будущее, будущее наших детей взаимосвязаны. У нас в стране есть Межрелигиозный совет, который возглавляет святейший патриарх Кирилл, мы все проблемы обсуждаем вместе. Нет никаких существенных противоречий между последователями традиционных конфессий, мы вместе вносим вклад в духовно-нравственное возрождение общества. А корни того, что происходит в арабских странах, в Европе, искусственно созданы теми силами, которые привыкли «ловить рыбку в мутной воде».

- Что делает ЦДУМ России для противодействия роста численности мусульман РБ и РФ, присоединившихся к рядам ДАИШ (ред. - запрещенная организация в РФ и в других странах)?

- Присоединившихся к ДАИШ здесь уже нет. Около двух тысяч человек примкнули к их рядам и уехали из России и из стран СНГ. В немалой степени этому способствовало и несовершенство закона. С 90-х годов идет этот наплыв. Различные зарубежные, так называемые исламские центры, на самом деле проводили в нашей стране огромную работу, и законодательство это позволяло. Даже в структурах традиционных мусульманских организаций произошли изменения, которые позволили создать параллельные структуры. Молодежь бесконтрольно направлялась в зарубежные центры. Сейчас в этих центрах за рубежом почти, что для каждого мусульманского села в России подготовлено по несколько кандидатов священнослужителей и духовных наставников. В сети приходов ЦДУМа России, которая объединяет около двух тысяч общин, нет ни одного имама-ваххабиста. «Возвращенцев» из зарубежных центров мы не принимаем на такие должности и не назначаем их имамами. Если бывает хоть малейшее замечание, то мы сразу делаем предупреждение. На третье предупреждение он увольняется со своей должности. Поэтому должно быть восстановлено единство и закон должен содействовать безопасности нашего духовного пространства. В своих проповедях все имамы ведут профилактику экстремизма, мы проводим семинары, у нас также проходят курсы повышения квалификации. Только вот в прошлом году около 400 имамов прошли курсы повышения квалификации при Российском Исламском Университете ЦДУМ России. Поэтому все общины в наших приходах противостоят религиозному экстремизму и попыткам завербовать нашу молодежь в ДАИШ.

- Некоторые люди, особенно у нас в Уфе, жалуются, что хэзрэты и муллы в мечетях бывают не слишком вежливыми. Как Вы считаете, с чем это связано?

- Это связано только с недостатком образования. Только в 1989 году мы открыли первое исламское учебное заведение в России. Это было мэдрэсэ, которое приняло у себя семьдесят студентов. Затем оно было преобразовано в институт. Сейчас это уже университет. И перед нами стоит задача повысить его уровень. В Булгарах создается Булгарская исламская академия. Ее учредителями являются ЦДУМ, Совет муфтиев России и ДУМ Татарстана. Там будет обучаться около двухсот студентов. В нашем университете на сегодняшний день насчитывается около тысячи студентов: на очном, заочном и вечернем обучении. На сегодняшний день около 80% священнослужителей – это пожилые люди, которым 75-85 лет. И проблема вежливости напрямую связана с проблемой грамотности. Любой человек, который общается с людьми, должен быть воспитан на самом высоком уровне.

- Вы сознательно привлекаете внимание к ежегодному паломничеству в город Булгар? Почему признание происхождения современных татар от булгар является таким важным для Вас?

- Булгары – это духовный центр нашего народа. Именно там наши предки 1427 лет тому назад начали добровольно принимать Ислам непосредственно от сподвижников Пророка Мухаммад с.г.с. И в основе нашего мировосприятия это основа. Долгое время это было предано забвению. Именно булгары были первыми, кто противостоял монголо-татарскому нашествию. После битвы на Калке войска монголо-татар направились на север, где в Жигулевских горах их встретили наши предки и разбили. И этим они на 13 лет задержали монголо-татарское нашествие на всю Русь и Европу. Это нельзя забывать. Ну и после завоевания булгар монголо-татарами, со временем нас стали называть просто татарами. В 70-ые годы со стороны Обкома ТАССР даже было предложение о переименовании республики в Булгарскую, а также о переименовании нации. Сейчас это уже устоялось, пусть так и будет. Но каждый народ должен знать свои корни, свою историю.

- В связи с относительно недавним присоединением Крыма к РФ, возникает вопрос: отношения между крымскими татарами и татарами России были не всегда гладкие, как обстоит ситуация сейчас?

- Историю невозможно изменить, но между нами всегда были братские отношения. На сегодняшний день между ЦДУМ России и ДУМ Крыма нормальные взаимоотношения. Мы принимали и будем принимать в наши учебные заведения студентов, и по мере сил будем им помогать. Мы участвуем и в конференциях. В прошлом году я участвовал в конференции в Крыму, в Ялте, часто совершаются визиты. Надеемся, что в июне, на ежегодных торжествах по случаю принятия Ислама, мы будем принимать делегацию крымских татар.

- В настоящий момент в Башкирии бурно обсуждается законопроект о разрешении ранних браков с 14 лет. Каково Ваше отношение к данному законопроекту?

- Для того чтобы совершить брак в 14 лет, я думаю, что законодательство не нужно изменять. Уже и без этого есть факты. Но если это будет утверждаться законодательством, мы только усугубим проблему. Даже если 14-летние дети сейчас в физическом плане могут считаться развитыми, то в моральном отношении и в отношении восприятия ответственности за семью, за детей, они не готовы. Я совершенно против этого законопроекта и считаю, что закон должен оставаться прежним.

- Спасибо Вам, Талгат Таджуддин, за уделенное время.

- Всего доброго, пусть вас хранит Бог.

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх