Имам Абу Дауд – хадисовед, достигший уровня иджтихада

«Сунан» Абу Дауда входит в число шести наиболее достоверных и признанных учёными сборников хадисов. Труд Абу Дауда занимает третье место после сборников имамов аль-Бухари и Муслима. Невозможно переоценить важность книги, написанной Абу Даудом, для всей исламской науки. Хадисы из «Сунан» являются веским доказательством по многим вопросам шариата, зачастую там, где нет хадисов из сборников Аль-Бухари и Муслима. Многие учёные встретили труд Абу Дауда одобрением и отзывались о нём с похвалой, поскольку обнаружили, что этот труд очень полезный и содержательный. Недаром из многих тысяч хадисов, которые знал имам Абу Дауд, он отобрал для сборника всего чуть более пяти тысяч. Он очень тщательно отбирал хадисы в надежде, что его труд принесёт пользу искателям знания, что не осталось незамеченным другими учёными.

Продолжая цикл статей об ученых Ислама, в этом номере мы расскажем об имаме Абу Дауде и его книге «Сунан».

Родом из Афганистана

Его звали Сулейман ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани. Но в исламской науке он больше известен по кунье, чем по имени.

Имам Абу Дауд был арабом из племени Азд. Это одно из крупных арабских племён, переселившееся в своё время из Йемена в Аравию. Представители этого племени жили в разных уголках Аравийского полуострова, а после того, как мусульмане начали открывать новые земли для ислама, некоторые из них переселились в новые земли.

Абу Дауд родился в Сиджистане — обширной области к югу от Хорасана, между Хорасаном, Мукраном, Керманом и землями Синда. Если говорить о современном местоположении этой области, то она находится на юго-западе Афганистана и включает Кандагар, Гильменд, Нимроз и восточные приграничные территории Ирана.

Город Заренг, известный как город Сиджистан, был разрушен во время нашествия Тамерлана, после чего отстроен заново.

Мусульмане открыли ту область для ислама в эпоху правления второго праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба в 23 году от хиджры.

Границы Сиджистана изменялись на протяжении веков, то расширяясь, то сокращаясь. Когда между Афганистаном и Ираном началась борьба за Сиджистан (Систан), вмешалась Британия. Оба государства согласились с разметкой границ, предложенной Британией в 1872 году, и Сиджистан оказался поделенным между Афганистаном и Ираном. Ирану досталось 40% территории области, а Афганистану — оставшаяся часть. Заренг — главный город области — находится в афганской части. Оттуда родом был имам Абу Дауд.

Он родился в 202 году от хиджры, это на восемь лет позже аль-Бухари (род. в 194 г.х.) и на два года раньше Муслима (род. в 204 г.х.).

Имам Абу Дауд родился в семье, ценившей знание. Это оказало несомненное влияние на Абу Дауда, который рано увлёкся приобретением религиозного знания. Когда он отправился в своё первое путешествие в поисках знаний, ему было меньше двадцати лет.

Имам Абу Дауд прожил долгую и плодотворную жизнь. Он скончался в пятницу, за четырнадцать дней до окончания месяца шавваль 275 года от хиджры.

Абу Дауд объездил весь исламский мир в поисках хадисов

Как мы уже говорили, имам Абу Дауд увлёкся приобретением религиозного знания довольно рано, и первая его поездка в поисках знания состоялась до того, как ему исполнилось двадцать лет.

Если мы посмотрим на сегодняшнюю карту мира, увидим, что он побывал на территории современных Афганистана, Ирана, Ирака, Сирии, Иордании, Турции, Саудовской Аравии и Египта.

Такое количество поездок свидетельствует о том, что имам Абу Дауд не жалел ни сил, ни времени, ни денег ради приобретения знания, и он был решительным и упорным человеком.

Самые известные из его учителей — имам Ахмад ибн Ханбаль и имам Йахйа ибн Ма‘ин. Эти великие учёные оказали огромное влияние на Абу Дауда. Он учился у них хадисоведению и ‘акыде.

Имам аз-Захаби сказал: «Имам Абу Дауд был не только выдающимся хадисоведом, но ещё и одним и крупнейших факыхов и одним из ближайших учеников имама Ахмада. Он долгое время посещал его собрание и задавал ему разные вопросы, касающиеся основ и ответвлений».

Более того, Абу Дауд стал таким крупным знатоком шариата, что его даже считали муджтахидом. Например, когда Ибн Таймию спросили, следовали ли аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа за кем-то из имамов, он ответил: «Если говорить об аль-Бухари и Абу Дауде, то они были имамами в фикхе и достигли уровня самостоятельного иджтихада». Как известно, степень иджтихада – это самый высокий уровень в исламских знаниях, позволяющий ученому выносить фетвы самостоятельно, на основании собственных знаний и опыта.

«Сунан» — сборник хадисов Абу Дауда

Сборник известен под названием «Сунан» Абу Дауда. Сам автор дал своей книге такое название.

«Сунан» — множественное число от слова «сунна». Содержание сборника соответствует его названию: автор отбирал хадисы, содержащие только нормы Шариата, а хадисы на другие темы (будь то комментарии к Корану, побуждение к благородным манерам, разъяснения исторических событий и другие) он не использовал для этой книги . Аль-Хаттаби (автор комментариев к сборнику «Сунан») говорил, что до имама Абу Дауда никто из учёных не ставил перед собой цель создать сборник только хадисов, содержащих нормы Шариата.

«Сунан» имама Абу Дауда состоит из 5274 хадисов. Если говорить о времени появления «Сунан» то известно, что сборник был составлен до кончины имама Ахмада, поскольку имам Абу Дауд показывал «Сунан» имаму Ахмаду и тот одобрил его. А имам Ахмад скончался в 241 году от хиджры.

Из высказываний некоторых современников имама Абу Дауда следует, что в течение последующих 34 лет имам ещё не раз возвращался к своему сборнику, вычитывал его и вносил небольшие изменения. Известный ученый Абу ‘Али аль-Люлюи сказал, передавая хадис № 911: «Во время четвёртого прочтения имам Абу Дауд не упоминал его».

Имам Абу Дауд не раз читал «Сунан», чтобы люди слушали и передавали другим искателям знания. ‘Али ибн аль-Хасан ибн аль-‘Абд, один из тех, кто передавал «Сунан» сказал: «Я слушал “Сунан” шесть раз». Последний раз имам Абу Дауд читал «Сунан» в год своей смерти.

Он предпринял попытку собрать все достоверные хадисы, содержащие нормы Шариата. Аль-Газали считал, что это ему удалось, однако ан-Навави утверждал, что это не так, и что имам Абу Дауд не собрал даже большинство хадисов, содержащих нормы Шариата, поскольку в сборниках аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа есть хадисы этой категории, которых нет в Сунан» имама Абу Дауда. Абу Зар‘а аль-Иракы утверждал, что имам Абу Дауд собрал большинство хадисов, содержащих нормы Шариата, и тех хадисов, которые не были включены в его сборник значительно меньше, чем тех, которые вошли в Сунан».

Последнее мнение ближе к истине, поскольку сам имам Абу Дауд говорил, что в каждую главу он включал один-два хадиса, несмотря на существование других достоверных хадисов на данную тему.

В печатном виде сборник Абу Дауда издаётся с 1271 года от хиджры. Впервые он был издан в Индии (Дели).

Самые важные хадисы по мнению Абу Дауда

Имам Абу Дауд говорил: «Достаточно человеку для его религии четырёх хадисов.

Первый: “Поистине, все дела оцениваются по намерениям…”.

Второй: “К наилучшим проявлениям ислама человека относится оставление им того, что его не касается”.

Третий: “Не станет человек по-настоящему верующим до тех пор, пока не начнёт желать брату своему того же, чего желает себе”.

Четвёртый: “Дозволенное известно и запретное известно, а между ними находится сомнительное. Тот, кто станет избегать сомнительного, убережет свою честь и религию. А тот, кто впадет в сомнительное, тот окажется в запретном!”».

Эти слова указывают на глубокое понимание религии, отличавшее имама Абу Дауда. Он выбрал именно эти хадисы, поскольку понимал, что они заключают в себе великие и важнейшие основы религиозного знания.

Отзывы ученых о «Сунан» Абу Дауда

Первым, кто отозвался с похвалой о книге «Сунан», был учитель и наставник Абу Дауда имам Ахмад ибн Ханбаль. Когда Абу Дауд ознакомил его со своим трудом, имам Ахмад выразил своё одобрение. Многие ученые с тех пор хвалили книгу Абу Дауда и рекомендовали изучать ее.

Ибн аль-А‘раби как-то сказал, что даже если бы у человека не было ничего, кроме Корана и «Сунан» имама Абу Дауда, он бы ни в чём более не нуждался, и аль-Хаттаби согласился с ним.

Ан-Навави советовал тем, кто занимается изучением фикха, воспользоваться сборником Абу Дауда, поскольку большинство нужных хадисов, содержащих нормы Шариата, собраны в нём.

Учёные всегда уделяли сборнику имама Абу Дауда много внимания. Они передавали его друг другу, использовали при сочинении своих трудов, сокращали его, писали комментарии к нему.

Читайте также: