История Ибрахима: Переселение ради единобожия

Христиано-иудейские источники едины в том, что король Нимрод приговорил пророка Авраама (Ибрахима) к сожжению. Коран же не освещает этого. Зато он описывает спор пророка с королем – тем самым Нимродом, – как полагают некоторые исламские ученые, но уже после попытки соплеменников погубить Авраама. Когда Господь спас Авраама от огня, о нем донесли королю, чья надменность вынудила его соперничать с самим Богом, как поведал Коран: «Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом) относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство?» (Коран 2:258).

Довод Авраама был неоспорим: «Мой  Господь – Тот, Кто дарует жизнь  и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую  жизнь и умерщвляю…» (Коран 2:258).

Король приказал привести двоих приговоренных к  смерти. Затем отпустил одного и казнил второго. Таким глупым способом он пытался доказать, что дарует и отнимает жизнь. Тогда Авраам привел еще один пример мощи Господа. И теперь король остался без слов.

«Ибрахим (Авраам) сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран 2:258).

Переселение Авраама

После долгих лет  непрерывного призыва, который так и не достиг людей, Господь приказал Аврааму покинуть семью и свой народ.

«Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: “Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха”» (Коран 60:4).

И все  же двое вняли призыву пророка Авраама – его племянник Лот и жена Сара. Так, Авраам пустился в путь не один, а вместе с верующими.

«В  него уверовал Лут (Лот), и он (Ибрахим) сказал: “Я собираюсь совершить  переселение ради своего Господа. Воистину, Он – Могущественный, Мудрый”» (Коран 29:26).

Вместе они прибыли со своей родины Ирак в благословенную землю Ханаана, или Сирию, где согласно христиано-иудейским источникам, народ Авраама и Лота расселился на западе и востоке.

«Мы спасли его и Лута (Лота) и привели их на землю, которую Мы сделали благословенной для миров» (Коран 21:71).

Именно здесь, на благословенной земле, Господь осчастливил  Авраама, наделив потомством.

«Мы даровали ему Исхака (Исаака), а вдобавок – Йакуба (Иакова), и сделали их всех праведниками» (Коран 21:72).

Авраам  в Ханаане и  Египте

Несколько лет  Авраам пребывал в Ханаане, призывая людей к Богу, пока голод не вынудил его и Сару отправиться в Египет. Фараон – деспотичный правитель той страны – был известен желанием обладать замужними женщинами. Христиано-иудейские источники утверждают, что Авраам выдал Сару за свою сестру в надежде спасти себя от беспощадного правителя. За это Фараон почтил Авраама, но все же взял Сару в гарем. Когда дом фараона стало постигать одно бедствие за другим, он  узнал, что Сара – жена пророка Авраама, и в наказание изгнал их из Египта.

Коран рассказывает иную историю. Авраам понимал, что Сара привлечет внимание фараона, поэтому велел ей назваться его сестрой. Едва они ступили на территорию его королевства, фараон пожелал узнать об отношениях Сары и Авраама. Авраам представился ее братом. Фараон, хотя слегка и разочарованный, тем не менее забрал Сару. Но Господь не покидает истинных верующих. Он оставался с Сарой и спас ее от низменных желаний коварного фараона. Когда он желал приблизиться, она обратилась к Богу с молитвой защитить ее, и тело фараона застыло словно камень. От неожиданности и боли фараон взмолился, чтобы Сара просила Бога о его спасении, и обещал освободить ее. Сара так и сделала, но фараон не сдержал слов и захотел вновь приблизиться к ней. Сара снова воззвала к Всевышнему, и тело фараона вновь превратилось в камень. Так повторялось три раза, пока нечестивец не сдался и, осознав особую сущность этой женщины, отпустил ее к мнимому брату.

Сара донесла  великую весть до фараона и  остальных язычников Египта.

Авраам совершал молитву, когда его  жена вернулась с подарками от фараона, одним из которых была его собственная дочь Хаджар (Агарь). Христиане и иудеи считают, что Агарь была служанкой.

Авраам с Сарой  и Агарь вернулись в Палестину. Господь обещал наделить Авраама сыном, однако тот продолжал быть бездетным. Сара, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню Хаджар. Как полагает один из христианских ученых, Авраам женился на Хаджар. По еврейской и вавилонской традиции ребенок наложницы считался ребенком прежней хозяйки наложницы и получал соответственный уход, воспитание и наследство. Как бы то ни было, вскоре Хаджар родила сына Исмаила.