Месяц хаджа и великих обрядов

15 сентября начнется месяц Зуль-Хиджа, а 24 сентября будет праздник Курбан-байрам Праздничный намаз по случаю Курбан-байрам состоится 24 сентября в 7:00. В Ижевске гает-намаз пройдет в Соборной мечети на ул.Азина и в «Иман нуры» на ул.Петрова.

 Зуль-Хиджжа — это последний месяц исламского календаря. Название этого месяца буквально означает «хадж», что очевидно указывает на то, что такое великое ежегодное поклонение, как хадж, совершается в этом месяце, и это придает месяцу Зуль-Хиджжа особую значимость. В этой статье описаны некоторые достоинства этого месяца и дела, которые следует совершать во время него.

 Первые десять дней

Первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа входят в число самых прекрасных дней в исламском календаре. Слова Всевышнего Аллаха в суре “Заря”: «Клянусь зарею, клянусь десятью ночами…», — подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджжа, согласно комментариям сподвижников. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал об этих днях года: “Самые благословенные дни этого мира — первые десять дней месяца зуль-хиджа”. Каждый мусульманин должен стараться воспользоваться этой замечательной возможностью и провести как можно больше времени в поклонении Аллаху в эти дни.

Имам Ибн Хаджар пишет в книге “Фатх аль-Бари”: “Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджжа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, и не сочетается все это в другие дни”.

Девятый день Зуль-Хиджжа

Девятый день месяца Зульхиджа называется «яум аль-Арафа» (день Арафа). В этот день паломники, совершающие хадж, собираются в долине Арафа, которая находится в шести милях от Мекки. Там они выполняют один из основных обязательных элементов хаджа, который называется «вукуф», то есть стояние на Арафа.

 Пост в день Арафа

Для тех, кто не совершает хадж, желательно (мустахабб) поститься в этот день. Пророк указал на то, что пост в день Арафа является желательным (мустахабб). Согласно хадису, пост в этот день может стать причиной прощения грехов, совершенных за год. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы».

Имам ар-Рамалли подчеркнул, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь только после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В это день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж в этот день желательно не поститься, для того, чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.

 Такбир ат-ташрик

Со времени фаджра 9-го числа месяца Зуль-Хиджжа и до времени молитвы аср 13-го числа, каждый мусульманин должен читать такбир ташрика после каждой обязательной молитвы.

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар,
Ля иляха илляЛлаху, ваЛлаху Акбар,
Аллаху Акбар ва лиЛляхиль-хамд.

(Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего. Аллах превыше всего, и Аллаху принадлежит вся хвала).

Согласно достоверным исламским источникам, каждый мужчина-мусульманин обязан читать этот такбир после каждой обязательной молитвы. Для женщин читать этот такбир желательно, но не обязательно. В данном случае не имеет значения, совершает человек молитвы в джамаате или один. Вы должны читать такбир. Мужчины — громко, а женщины —тихо.

 День Ид

В день Идуль-Адха являются Сунной следующие действия:

  1. Встать рано утром.
  2. Почистить зубы сиваком или щёткой.
  3. Совершить полное омовение.
  4. Надеть лучшую из имеющейся одежду.
  5. Умастить себя благовониями.
  6. Не принимать пищу до праздничной молитвы.
  7. Громко читать такбир ташрика по пути на праздничную молитву.

 Как совершить праздничную молитву

Молитва Ид состоит из двух ракаатов с дополнительными шестью такбирами — три дополнительных такбира совершают в начале первого ракаата, а ещё три — перед рукуг (поясным поклоном) во втором ракаате.

Подробное описание праздничной молитвы:

Имам начинает молитву без провозглашения азана и икамата. Имам начинает молитву, произнося такбир тахрима («Аллаху Акбар»). Следует поднять руки до ушей, произнести такбир и сделать небольшую паузу, во время которой читается дуа сана (субханак аллахумма…). Завершив чтение сана, имам трижды произносит такбир («Аллаху Акбар»). После тихого произнесения каждого такбира («Аллаху Акбар») следует опускать руки вниз, но после третьего такбира следует сложить их в районе пупка, как обычно в молитве.

После трёх такбиров имам читает Священный Коран, который следует слушать безмолвно. Оставшаяся часть ракаата совершается в обычной форме.

После возвращения в положение стоя для совершения второго ракаата имам начинает читать Коран, следует тихо и спокойно слушать его чтение. Когда имам закончит чтение, он ещё раз произносит три такбира, но в этот раз такбиры произносятся перед тем, как совершить руку (поясной поклон). При каждом такбире следует поднимать руки до ушей и после произнесения: «Аллаху Акбар», — опускать их вниз, оставляя их в свободном положении по направлению к земле. После того как были сказаны три такбира, имам произносит ещё один такбир, с которым следует склониться в положение руку (поясной поклон). Во время этого такбира руки поднимать не надо. Следует просто склониться в руку (поясной поклон), произнося: «Аллаху Акбар». Оставшаяся часть молитвы совершается как обычно.

 Хутба: проповедь в день Идуль-Адха

Хутба в праздничной молитве является сунной и произносится после молитвы — в отличие от пятничной молитвы, где хутба является фарзом и произносится до молитвы. Тем не менее, слушать хутбу молитвы Ид — это ваджиб, то есть необходимо, поэтому следует спокойно и тихо прослушать эту проповедь.

Описанный выше способ совершения молитвы Ид соответствует ханафитской школе исламского права. Другие знатоки исламского права, например, имам Шафии, приводят другой способ совершения этой молитвы. Они произносят такбир двенадцать раз перед тем, как начать чтение Корана, в обоих ракаатах. Совершать праздничную молитву таким образом также дозволено. Если имам придерживается мазхаба Шафии и совершает молитву таким образом, можно последовать за ним. Оба способа совершения молитвы Ид основаны на практике Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Читайте также: