Ми’радж – истина

Одним из убеждений мусульман, следующих Сунне, является вера в ми’радж – восхождение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) через небеса. Перенесение в Иерусалим и вознесение является в жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) великим чудом, которое даровал ему Аллах. Это произошло после того, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в течение десяти лет проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ получал только насмешки, унижения и обиды.

В своде вероубеждений «Акида Тахавия», передающем убеждения ранних поколений мусульман, мы находим следующее: «Ми'радж – это истина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был взят ночью и вознесен в своей телесной форме в состоянии бодрствования (в ясном сознании) через небеса на те высоты, какие пожелал Аллах для него. Аллах оказал ему честь, как оказал, и открыл ему то, что открыл, и "сердце ему не солгало в том, что он видел" (сура "Звезда", 53:11)».

Согласно наиболее распространённому мнению, ночное путешествие и вознесение (ми'радж) состоялись в месяце Раджаб за год до хиджры (то есть в 621 г.).

 

Ми‘радж согласно хадису из Сахих аль-Бухари

Сообщение о ми’радже является абсолютно достоверным, хадисы от нескольких сподвижников приводят аль-Бухари, Муслим, а также многие другие хадисоведы. Мы приведем текст из сборника аль-БухариПередают со слов Малика бин Са‘са‘а, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал им о ночном путешествии (следующее):

«Когда я лежал на земле в пределах аль-Хатима (или он сказал: в Хиджре), кто-то неожиданно явился ко мне, разрезал мне тело от сих пределов до сих и извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли (водой Зам-зам), потом наполнили его верой, потом вернули его на прежнее место, а потом ко мне подвели животное (аль-Бурак) белого цвета меньше мула, но больше осла, способное одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором. Потом меня посадили на это животное, и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты, а когда я достиг (низшего неба), то увидел там Адама. (Джибрил) сказал: “Это − твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

(В хадисе №221 говорится: «Анас сказал: «И Абу Зарр упомянул, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил на разных небесах Адама, Идриса, Мусу, ‘Ису и Ибрахима, да благословит их Аллах, не упомянув о том, где именно они находились, и сказав только, что он встретил Адама на нижнем небе, а Ибрахима – на шестом»»).

А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела /сидрат aль-мунтаха/, и оказалось, что плоды его (по размерам) подобны кувшинам из Хаджара, а его листья − слоновьим ушам. (Джибрил) сказал: “Это − лотос крайнего предела”.

А потом мне был показан Священный Дом /аль-байт aль-ма‘мур/, в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов. Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я выбрал молоко, а (Джибрил) сказал: “Ты выбрал то, что соответствует естеству, и этого будешь придерживаться ты и твоя община”.

После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв, а именно − пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. (Муса) сказал: “(Члены) твоей общины не смогут (совершать) по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с ними всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я вернулся, и (Аллах) уменьшил (это количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и (Аллах) уменьшил (оставшееся количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и (Аллах) уменьшил (оставшееся количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено (совершать) по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено (совершать) по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. (Муса) сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день! Возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!”

(Сахих аль-Бухари, №1513 (3887)).

 

Как началось перенесение

Аль-Исра – перенесение Пророка (мир ему и благословение) из мекканской мечети аль-Харам в мечеть аль-Акса в Иерусалим. Ми‘радж – последовавшее за этим вознесение Посланника (мир ему и благословение) на небо.

В хадисе о ночном вознесении говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился около Каабы, в месте, которое называется Хиджр (либо в Хатиме). Аль-Хиджр — огороженная полукруглой невысокой стеной и непокрытая крышей часть Каабы.

Уже была ночь, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не спал, хотя и лежал на земле. В это время к нему спустился ангел Джибрил, в руках которого был таз из золота. Ангел рассек грудь нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), вынул сердце и омыл его водой Зам-зам. После этого сердце Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было наполнено верой и мудростью, а затем возвращено на свое место.

После этого ангел подвел к нему верховое животное, которое по размерам было средним между ослом и мулом, и называлось аль-Бурак. Сев на него, в сопровождении Джибриля они мгновенно перенеслись в Иерусалим. Там он спустился на землю, привязал аль-Бурака к кольцу двери храма и совершил намаз в качестве имама, а позади него намаз совершали все пророки.

Затем в ту же ночь он был вознесен из Иерусалима на небеса, о чем подробно рассказано в достоверном хадисе, приводимом в сборнике «Сахих аль-Бухари».

 

И телом, и душой…

В комментарии к «Акида Тахавия» говорится: «Что касается того, было ли перенесение телесным, то мы говорим, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был перенесен и телом, и душой.  Это подтверждается словами Всевышнего: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса» (Сура «Перенес ночью», аят 1), так как слово «раб» используется по отношению к душе и телу вместе, подобно тому, как слово «человек» также подразумевает тело и душу вместе, что известно всем. Таким образом, небесное вознесение было телесным, что допускается также и разумом, и это мнение наиболее верно».

 

В чем смысл перенесения в Иерусалим?

Если же скажут: «В чем мудрость того, что сначала Пророк был перенесен в Иерусалим?» ­– то мы ответим: это было подтверждением заявления Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о своем ночном вознесении, и когда курайшиты попросили его описать им Иерусалим, он описал его (хадис об этом Передают аль-Бухари (№ 3886 и 4710) и Муслим (№ 170) со слов Джабир бин Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Когда курайшиты обвинили меня во лжи, я встал в аль-Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его».  Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже сообщил об их караване, который повстречал в дороге («аль-Муснад» Ахмада (т. 1. стр. 374), а также тафсир Ибн Касира (т. 3, стр. 15)). Если бы Пророк был вознесен на небеса из Мекки, то он не смог бы описать Иерусалим, поэтому он был вознесен из Иерусалима, так как курайшиты видели этот город. Это объясняется тем, что они не знали то, что в небесах, если бы Посланник сообщил им это, но они видели Иерусалим, – и он описал им его».

 

Выбрал молоко, а не вино

О предложении сделать выбор между вином и молоком также известно из достоверных хадисов, которые приводят аль-Бухари и Муслим. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выбрал именно молоко, а не вино, ангел сказал ему: «Это фитра!» Под естеством (фитра) здесь подразумевается Ислам как присущая каждому человеку от рождения вера в Единого Бога. Слово фитра используется для обозначения пребывания в состоянии естественной предрасположенности к чему-либо. Таким образом, слова Джибрила (мир ему) означают: ты выбрал символ Ислама и прямоты, ибо молоко, в отличие от вина, легко усваивается, а употребление его не приводит к дурному.

 

Лотос крайнего предела – место, где было даровано прощение тем мусульманам, кто не совершит ширк.

«…А потом он вознёс меня к Лотосу крайнего предела (ас-сидрат аль-мунтаха)»

Так называется дерево, которое находится на седьмом небе, в том месте, за пределы которого мир форм уже не распространяется. Знанием о том, что находится за этими пределами, не обладают ни избранные пророки, ни приближенные к Аллаху ангелы.

Более подробно о нем мы узнаем из хадиса в сборнике Муслима. Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Во время ночного путешествия посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был вознесён к Лотосу крайнего предела, который находится на шестом небе. Его достигают возносимые к нему с земли [сообщения о делах людей], и оттуда их берут. Его же достигают [веления Аллаха], которые ниспосылаются свыше, после чего оттуда их берут. Аллах Всевышний сказал в Коране: "Тогда покрыло Лотос то, что покрывает..." (53:16), и это — золотые мотыльки. И посланнику Аллаха были дарованы три вещи: ему было даровано веление совершать пять молитв, и ему были дарованы заключительные аяты суры "Корова" а также прощение для членов его общины, если они не будут поклоняться никому, кроме Аллаха, но совершат такие грехи, за которые заслужат наказания в Аду» (Сокращенный сборник Муслима, хадис №82).

В большинстве хадисов указывается, что Лотос крайнего предела находится на седьмом небе, а в этом хадисе – на шестом. По мнению имама ан-Навави, объяснить это противоречие можно, если считать, что на шестом небе находятся корни Лотоса, а на седьмом — его ствол, ветви и листья.

В этом хадисе указывается, что одни ангелы доносят до Лотоса крайнего предела сообщения о делах людей, а другие получают эти сообщения и представляют их Аллаху. Также одни ангелы доносят до Лотоса крайнего предела сообщения о велениях Аллаха, а другие получают эти веления и передают их дальше.

Кроме того, этот хадис указывает на величие Единобожия в Исламе, ведь Всевышний Аллах даровал общине Пророка (мир ему и благословение Аллаха) прощение для тех, кто не будет поклоняться никому, кроме Аллаха, пусть даже у них окажутся некоторые грехи. Поэтому так важно сохранять Единобожие и закрывать все пути, ведущие к ширку.

 

Видел ли он Аллаха?

Ранее нами упоминались различные мнения сподвижников относительно того, видел ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, своего Господа воочию, и что более правильным является то, что он видел Его не воочию, а сердцем.

Что же касается слов Всевышнего: «И сердце не солгало о том, что он увидел» (Сура «Звезда», аят 11), и «Он уже видел его другое нисхождение» (Сура «Звезда», аят 13), то в данном случае речь идет о Джибриле, которого Посланник дважды видел в его истинном обличии.

Когда Аишу спросили, видел ли Пророк (мир ему и благословение Аллаха) своего Господа в ночь вознесения, она ответила: «Я была первой из членов мусульманской общины, кто спросил об этом посланника Аллаха, на что он сказал: «Это — Джибрил, и я видел его в том образе, в каком он был создан, только в этих двух случаях. Я видел, как Джибрил спускался с небес, и был он велик настолько, что тело его закрывало всё пространство между небом и землей».
'Аиша также сказала: «Разве ты не слышал, что Аллах Всевышний сказал: «Аллах недоступен для взоров, но Он постигает суть взоров, ведь Он — Проницательный, Всеведущий» (Сура 6, аят 103)? И разве ты не слышал, что Аллах сказал: «Не бывало такого, чтобы Аллах говорил с человеком, иначе как посредством откровения, или через преграду, или посылая посланника»
(42:51)» (приводит Муслим, 85).

Как указывает в своём «Тафсире» Ибн Касир, здесь имеется и виду, что Аллах недоступен для взоров в мире дольнем, но в мире ином верующие смогут увидеть Его! На это указывают аяты, в которых сказано: «Лица одних в тот День будут сиять и на Господа своего взирать» (75:22-23), а также многие достоверные хадисы. Ибн Касир приводит также мнения других улемов, согласно которым здесь речь идёт о том, что взоры не могут постичь Аллаха, и отмечает, что нет никакого противоречия между возможностью постижения Аллаха в мире вечном и невозможностью постижения Его сущности.

Также это подтверждается сообщением от Абу Мусы в сборнике Муслима. Он сказал: «Однажды посланник Аллаха, находившийся среди нас, встал и поведал нам о пяти вещах. Он сказал: «Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему спать; Он уменьшает и увеличивает удел Своих рабов; дела ночи представляют Ему раньше, чем дела дня, а дела дня — раньше, чем дела ночи; завесой для Него служит свет, если же Он уберёт эту завесу, то сияние лика Аллаха непременно сожжёт любое из Его творений, на которое упадёт Его взор"» (приводит Муслим, 86).

Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в ночь вознесения не видел Аллаха глазами, ведь, как сказано в хадисе, Лик Аллаха укрыт светом.

 

Важность пятикратного намаза.

Среди остальных столпов Ислама важность намаза несравнима ни с чем. Достаточно того, что все повеления Ислама были предписаны на земле, а намаз – единственное, что было предписано на небесах!

До вознесения Посланник (мир ему и благословение) молился подобно Ибрахиму (мир ему) по два ракаата утром и вечером. После этого ангел Джибрил (мир ему) обучил Пророка (мир ему и благословение) намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.

 

Сподвижники сразу же поверили в сообщение о ми’радже.

Некоторые мекканские многобожники поспешили сообщить о событии, происшедшем с Пророком (мир ему и благословение), его сподвижнику Абу Бакру в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Если Пророк (мир ему и благословение) об этом поведал, то это правда. Я готов поверить ему в еще более невероятном» Именно поэтому его назвали "Сиддик" - из-за того, что он счел правдой сообщение Посланника (мир ему и благословение), не искав подтверждений рассказанному.

Если враги Мухаммада (мир ему и благословение) подвергли его рассказ сомнению, то мусульмане сразу же поверили ему. В душах верующих людей не должно быть места сомнениям в истинности поведанного Пророком (мир ему и благословение).

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх