Спор пророков Адама и Мусы

Если бы не божественное откровение, мы никогда не смогли бы узнать о диалоге, состоявшемся между двумя великими пророками. Эта история рассказывает нам о встрече Адама и Мусы (мир им), которая произошла при Господе миров, и поэтому никто, кроме пророка, получающего вести с небес, не смог бы ознакомить нас с чем-то подобным. Данная встреча состоялась по просьбе Мусы (Моисея). Несмотря на то, что мы не знаем всех подробностей их встречи, мы полностью убеждены в её реальности, потому что об этом нам сообщил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Похожие события происходили и с нашим Пророком (мир ему и благословение Аллаха), когда он встретился с пророками и посланниками в Иерусалиме во время ночного перенесения. Все посланники вместе прочитали коллективную молитву под руководством  Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), после чего он имел возможность побеседовать с некоторыми из них, когда был поднят на небо.

Во время этой встречи Муса упрекнул Адама за то, что он вывел себя и своё потомство из Рая, совершив свой грех. Однако Адам привёл довод, заставивший Мусу смолчать в ответ. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовал, что Адам одолел Мусу своим доводом.

Текст хадиса

В сборниках достоверных хадисов Аль-Бухари и Муслима сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поспорили Адам и Муса при их Господе, и Адам победил Мусу. Муса спросил его: «Ты ли тот Адам, которого Аллах создал своей Рукой, вдохнул в тебя от Его духа, склонил перед тобой ангелов, поселил тебя в Раю, а ты затем своим грехом низвел людей на Землю?» Адам сказал: «Ты ли тот Муса, которого Аллах избрал, даровал тебе посланничество, говорил с тобой, дал тебе Скрижали, в которых всё было разъяснено, приблизил тебя, сделав из самых близких к Нему? Так скажи мне, за сколько лет до моего создания, по твоему, Аллах записал Таурат (Тору)?» Муса ответил: «За сорок лет». Адам спросил: «А нашёл ли ты, что там написано «Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение». Муса ответил: «Да». Тогда Адам сказал: «Неужели ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, которое Аллах предопределил для меня за сорок лет до того, как Он меня создал?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так Адам победил Мусу в доводе» (Это версия Муслима).

Толкование хадиса

Эта мирская жизнь проходит в тяготах и труде, как об этом сказал Всевышний: «Мы создали человека в тяготах» (Аль-Баляд: 4). Живя в этом мире, человеку приходится терпеть различные козни и интриги, исходящие как от врагов, так и от близких. Нередко люди подвергаются обидам и страданиям со стороны самых близких им людей, например, собственных детей и родственников.

Когда Аллах сотворил Адама, Он поселил его в Раю, разрешил есть любые плоды и пить из всех рек, но запретил есть плоды с одного единственного дерева. Аллах обещал ему, что в Райских Садах он никогда не будет голодать, нуждаться в чем-либо, испытывать жару и жажду. Но когда Адам ослушался своего Господа, вкусив плод запретного дерева, Аллах изгнал его из Земли Вечности и поселил на земле несчастий.

Для того чтобы выжить в новых условиях, люди должны были трудиться и страдать. Поэтому при встрече со своим праотцом Адамом Муса начал критиковать его за то, что он лишил себя и своих потомков райского наслаждения, и обрек их на влачение жалкого существования в суровом мире. При обращении к Адаму Муса напомнил ему о милости, которой почтил его Всевышний. Муса этим хотел сказать, что человеку, которому Аллах оказал такой почёт, не подобает ослушаться Его, создавая тем самым причину изгнания из Рая себя и своего потомства.

Адам отверг обвинения, упомянул о достоинствах Мусы и напомнил ему о милости, которой почтил его Всевышний, а затем привел ему свой довод: «Неужели ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, которое Аллах предопределил для меня за сорок лет до того, как Он меня создал?»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что довод Адама оказался сильнее, чем  довод, приведённый Мусой.

Вопрос: В чём заключалась правота Адама, и почему его довод оказался более весомым?

Ответ: Грех Адама не являлся прямой и непосредственной причиной произошедшего, и если бы Аллах не пожелал, этого бы не случилось. Мудрость Аллаха заключалась в том, чтобы вывести людей из Рая ради великой цели, о которой было ведомо лишь Ему Одному. Тексты Корана и достоверной Сунны однозначно указывают на наличие божественного предопределения, то есть о том, что Всевышний Аллах заранее знал будущее всякой вещи.

Польза и уроки, извлекаемые из хадиса

1. Мусульмане признают и подтверждают те сокровенные знания, которые передал нам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Аллах похвалил тех, кто верит в сокровенное, к которому относится история Адама и Мусы.

Некоторые люди рассказывают разные истории и выдают их за сокровенные знания. Мы же должны знать, что если подлинность этих историй не подтверждена доказательствами из Корана и Сунны, то это считается безосновательной ложью, возводимой на Аллаха.

2. Этот хадис указывает на допустимость споров между двумя праведными людьми. При этом участники дискуссии должны смириться с истиной, которая выяснилась после обсуждения, как смирился Муса перед доводом, приведённым Адамом (мир им обоим).

3.  Во время дискуссии, участники не должны забывать о достоинствах своих оппонентов. Более того, о них желательно упомянуть, как это сделали Муса и Адам: они упомянули о достоинствах друг друга прежде, чем высказать критику.

4.  Всё в этом мире происходит по предопределению Аллаха. Этот хадис и многочисленные тексты Корана и Сунны подтверждают это.

5.  Разъяснение некоторых достоинств и особенностей Адама: Аллах создал его своей Рукой, склонил перед ним всех ангелов, поселил его в Раю. Что касается Мусы, то в хадисе упоминается, что Аллах даровал ему пророчество особым образом, Всевышний разговаривал с ним непосредственно, дал ему Скрижали, в которых было разъяснено всё сущее, приблизил его и сделал одним из самых приближенных своих посланников.

6.  Этот хадис сообщает нам об одном из предложений, которое было записано в истинном Таурате (Торе). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что в ней были такие слова: «Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение». Эти слова содержатся и в Коране, но в тексте современного Таурата данный фрагмент отсутствует.

7.  В этом хадисе сообщается об одной сокровенной истине. Всевышний Аллах записал Таурат за сорок лет до того как был создан Адам (мир ему).

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»

Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар

Для сайта “Почему Ислам“

Читайте также: