Пятничная хутба

Уважаемые мусульмане! Всевышний Аллах призвал нас быть богобоязненными: соблюдать Его заветы и остерегаться того, что Он запретил. Вместе с этим Аллах сказал: «Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (34:39).

В этом аяте Аллах обратился к людям через Своего Посланника, велев ему сообщить всему человечеству такие слова: «Господь увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает». Таким образом, Всевышний предписал, каким быть каждому человеку в этом мире – счастливым или несчастным, верующим или неверующим, обладающим уделом или ограниченным в нем. Еще этот аят подчеркивает, что удел каждого человека не был приобретен им лично, но был милостью, дарованной Аллахом этому человеку.

А в следующем предложении Всевышний побуждает расходовать часть своего имущества, которое даровал тебе Аллах, на богоугодные цели. И пусть никому не покажется, что израсходованные на пути Аллаха средства уменьшают удел человека. Нет! Удел изначально был дарован Аллахом, но в этом аяте Аллах подчеркивает, что все расходы будут возмещены. То есть, имущество не уменьшится, Аллах все вернет и возместит.

Аль-Бухари приводит хадис со слов Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!” − а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели!”».

Первый ангел возносит мольбу за того, кто расходует средства на благие дела, иначе говоря, на всё то, что является обязательным или рекомендуемым по шариату. Именно так впоследствии к такому человеку приходят новые выгодные предложения, заключаются успешные сделки, развиваются его дела. А слова второго ангела можно понимать и как пожелание гибели самому скупцу, и как пожелание того, чтобы он лишился накопленных им денег.

И здесь хотелось бы внести небольшое пояснение. Когда Всевышний призывает людей расходовать свои деньги на пользу Исламу и мусульманам, на пути Аллаха, Он не велит потратить все свое имущество, а призывает быть умеренным и в потреблении, и в расходовании. Сам Всевышний так сказал в Коране: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то окажешься порицаемым и опечаленным» (17:29).

Основываясь на этом аяте мы можем заключить: расходуйте на пути Аллаха по мере своих возможностей, но если вы видите, что ваши семьи, дети, родители пребывают в нужде, если дома есть важные дела, то расходы на себя и свою семью первичны, об этом нужно позаботиться в первую очередь, а затем – помогать религии Аллаха.

Бывает, что люди впадают в крайность, используют все свое имущество, которое, как мы сказали, было даровано им Аллахом, только на себя, несмотря на то, что у них есть возможность помогать и другим людям. Этот страх – помогать другим людям – возникает от Шайтана. Об этом сказал Аллах в Коране: «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость» (2:268). Именно Шайтан запугивает нас, говоря, что мы обеднеем, останемся без денег, торговля остановится и так далее. Но не нужно обращать внимания на его запугивания.

Давайте будем доверять Аллаху. Именно Он нас сотворил, наделил имуществом и здоровьем. И Он призывает нас быть полезными для его религии и для остальных мусульман. Именно Он призывает нас расходовать свое имущество на пользу нуждающимся людям, а также на все, что помогает религии Аллаха укрепляться и развиваться.

Читайте также: