Пятничная хутба: Раздел имущества в соответствии норм Ислама.

Әс-сәләму галәйкум вә рахмәтул-Лаһи вә бәракәтуһ, дорогие братья по вере! Я хочу посвятить сегодняшнюю проповедь вопросам наследования в Исламе. Аллаһ тәгалә со всей присущей только ему мудростью всё досканально распределил между наследниками при разделе имущества умершего. Все эти правила мы узнаём из 11-12 аятов суры ан-Ниса. К сожалению, в годы безбожия мы чуть ли не полностью позабыли правила распределения наследства по законам шариата. Появившийся в советские годы закон наследования полностью заменил шариатские законы в области наследования. Поскольку мы живём не в мусуль-манской стране нам придётся записывать предписания Всевышнего в наших завещаниях. А теперь конкретно перейдём к содержанию аятов.

)يُوصِيكُمُ اللهُ فِي أَوْلاَدِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنْثَيَيْنِ (...

(Аллаһ завещает вам в ваших детях (оставлять в наследство) мальчикам долю двух девочек)

Враги ислама представляют этот хукм, как проявление деспотизма и дискриминации по отношению к женщине. И поэтому здесь нужно будет особо остановиться. Почему же Всевышний выделил женщине удел в 2 раза меньший, чем у мужчин?

Во-первых: Аллаһ тәгалә возложил обязанность обеспе-чивать семью всем необходимым на мужчин. Из этого понятно, что для этого они должны зарабатывать деньги и соответственно приносить их домой. По шариату, если женщина даже имеет большой достаток, то на ней всё равно нет этой обязанности обеспечивать семью всем необхо-димым. И если у женщины есть отдельный бизнес, или она зарабатывает деньги самостоятельно, то она вольна использовать это имущество как ей заблагорассудится. Обеспечение семьи не является её обязанностью. Но ежели средств мужа недостаточно для обеспечения семьи, то жена, проявляя милость и сострадание имеет право помогать мужу материально в поддержании потребностей семьи, за что ей будет уготовано дополнительное вознаграждение от Всевышнего. И поэтому ещё раз повторяю, что обеспечение семьи это обязанность мужчины, и потому он больше нуждается в средствах, чем женщина.

Во-вторых: Перед женитьбой женихи обязаны давать невестам мәһр. Это изначально, плата за то, что женщина полностью вверяет себя этому мужчине. Затем, это даёт гарантию жене, что в случае развода, ей будет первое время на что существовать, пока вновь не выйдет замуж. И поэтому в реальности размер мәһра должен быть серьёз-ным и ощущаемым. Поэтому во многих мусульманских странах ставятся очень высокие ставки мәһра. На сегодняшний день во многих арабских странах возможность однажды разведённой женщины вновь выйти замуж почти равна нулю. Потому и взвинчиваются цены на мәһр. И мужчина прежде чем жениться должен серьёзно задуматься: «Стоит ли жениться на этой девушке?». Потому что потом может возникнуть другой вопрос: «Если я разведусь с ней, смогу ли я ещё раз собрать мәһр для повторной женитьбы?» В своём роде высокая цена мәһра является сдерживающим фактором от необдуманных свадеб и от нежелательных разводов. И поскольку мәһр должны выплачивать, именно мужчины, то у них и должно быть  больше средств.

Учитывая эти две основные причины Аллаһ тәгалә предписал мальчикам долю в два раза превышающую долю девочек.

И в продолжение аята

...)وَإِن كُنَّ نِسَاءً فَوقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ(...

(если же (детей) будет больше двух девочек, то им (назначается) две трети из того, что оставил (умерший), если же будет одна дочь, то ей половина (наследства))

) ...وَلأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِنْ كَانَ لَهُ وَلَدٌ...(

(...если же (у умершего) есть ребёнок (дети), то его родителям, каждому из двоих (назначается) по одной шестой... )

Т.е. когда родители возьмут свою треть, остальное делится между детьми по ранее приведённому правилу (доля мальчика превышает долю девочки в два раза). Если же у него только дочери, то после того как они возьмут положен-ное себе, а также оба его родителя, то остаток забирает отец умершего по правилу гасба. А это бывает только в случае, если у умершего всего лишь одна дочь или же при отсутствии матери умершего, когда изначально отец берёт только одну шестую.

)...فَإِن لَّمْ يَكُن لَّهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلأُمِّهِ الثُّلُثُ...(

(...если (у умершего) нет детей и наследуют имущество его родители, то матери одна...) Остальное по правилу гасба забирает отец.

)...فَإِنْ كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلأُمِّهِ السُّدُسُ(...

(...если же у умершего есть братья, то матери одна шестая... ) остальное по правилам раздела имущества делится поровну между отцом и братьями.

)...مِن بَعْدِ وَصِيَةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ... (

(...(Всё это) после (выполнения) завещания и выплаты долга... )

Т.е. прежде чем производить раздел наследства  по упомянутым ранее нормам, необходимо выплатить все долги умершего и выполнить его завещание.

Хотелось отдельно остановиться на вопросе завещания. Один из сподвижников спросил пророка r: «Какую долю имущества можно завещать ненаследнику?» На что Посланник r сказал: «Треть, но и трети много». Это озна-чает, что если мы пожелаем кому-нибудь из ненаследников завещать наше имущество, то мы должны понимать, что оно не может превышать трети оставленного имущества после выплаты долгов.

Поэтому первым делом должна быть выплата долгов умершего, пришедшим с письменным доказательством существования его долга.

 

)...آبَاؤُكُمْ وَأَبْنَاؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعاً فَرِيصَةً مِنَ اللهِ إِنَّ اللهَ كَانَ عَلِيماً حَكِيماً(

(...Родители и дети, вы не знаете кто же из них ближе к вам пользой. (Всё, что было упомянуто) стало Вам обяза-тельным. Во-истину Аллаһ был Всезнающим и Мудрым)

Как становится из всего сказанного, что эти нормы обязательны к исполнению, т.е. предписаны нам на уровне фарда.

Если полностью раскрыть смысл прочитанного аята, то мы должны последовательно совершать следующие шаги:

1) Выплатить все долги умершего.

2) Выполнить его завещание не наследникам, но её доля не должна превышать треть оставшегося после выплаты долгов имущества.

3) Всё что осталось после этих двух действий уже можно назвать наследуемым имуществом.

4) Если у него есть дети, то каждому из родителей отдаётся по одной шестой из этого имущества.

5) После того, как будет выплачена доля родителей оставшееся имущество разделяется между детьми:

а) если у него только сыновья, то эти оставшиеся 2/3 или 5/6 делятся между ними поровну без остатка.

б) если есть и мальчики и девочки, то остаток делится с условием, что мальчики получают в два раза больше, чем девочки.

в) если у него начиная с двух одни девочки, то они делят поровну только две трети всего имущества. И если кроме них в живых остался его отец, то он забирает оставшуюся одну шестую долю после своей обязательной одной шестой.

6) Если же у него только одна дочь, то она забирает только половину имущества. После раздела ещё одной трети между родителями умершего, остаток забирает отец умершего по правилам гасба.

7) Если у умершего не было и детей и братьев, то мать забирает одну треть, всё остальное остаётся отцу.

8) Если у умершего нет детей, но есть братья, то матери одна шестая, остальное же по правилам гасба делится поровну между отцом умершего и его братьями.

8) Если же кого-либо из упомянутых категорий нет, имущество делится между ближайшими родственниками мужчинами.

На этом правила наследования не заканчиваются. В 12-ом аяте рассматривается вопрос наследования между мужем и женой и другие вопросы наследования. Но ввиду того, что полученная сегодня информация уже очень обёмная, то продолжение темы оставим на следующие проповеди, ин шә`әл-Лаһу. Понятно,  что правила нелёгкие, но мы должны их знать, как должны знать, как давать имя или как мыть покойника и как его хоронить. К сожалению мало кто умеет это делать. А в вопросах наследования по шариату мало кто может похвастаться, что полностью их исполнил.

И в заключение хотелось вспомнить слова Аллаһа тәгалә:

)وَمَن لَّم يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللهُ فَأُولَـئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ (

(и те, кто не судит и не правит по тому, что ниспослано Аллаһом тәгалә ― те испорченные люди)

)وَمَن لَّم يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللهُ فَأُولَـئِكَ هُمُ الْظَّالِمُونَ (

(и те, кто не судит и не правит по тому, что ниспослано Аллаһом тәгалә ― те творящие несправедливость)

)وَمَن لَّم يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللهُ فَأُولَـئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ (

(и те, кто не судит и не правит по тому, что ниспослано Аллаһом тәгалә ― те неверующие)

В трёх  местах Аллаһ тәгалә называет тех, кто не живёт по законам Аллаһа сначала испорченными, затем неспра-ведливыми и самое страшное, что Он называет их неверу-ющими, т.е. напрямую выводит их из Ислама.

И поэтому поскольку Аллаһ тәгалә предписал нам закон наследования как обязательный, мы должны соблюдать их досконально. И не должны делать этого опираясь на другие, светские законы. А для того, чтобы мы смогли проделать это как того требует шариат, то нам придётся упоминать все эти детали в наших завещаниях. Единственное, только на основании завещания можно будет достичь предписаний Аллаһа в нашей стране. К сожалению пока у нас нет другого выхода. Прошу Аллаһ тәгалә, чтобы мы извлекли пользу из этой проповеди, и могли наши знания воплощать в жизнь.

 

 

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх