Итикаф

22721В Исламе есть обряды, которые помогают человеку остановить свой суетный бег и навести порядок внутри себя. Одним из них является «итикаф» («уединение»), непосредственно связанный со священным месяцем Рамадан.

 Итикаф/уединение проходит в последнюю декаду священного месяца. Мужчины проводят его в молитвенном зале мечети. На протяжении всего уединения человек посвящает себя зикру (поминанию Аллаха), совершению молитвы, чтению Священного Корана и другим богоугодным деяниям.

Для современного человека практика уединения — бесценная находка. Жизнь нон-стоп в круглосуточной online-включенности постоянно опустошает его внутренний мир. У человека нашей эпохи просто физически нет времени остановиться, чтобы, образно говоря, взглянуть на звездное небо и хоть на мгновение прислушаться к своей душе. Человек нашего времени не принадлежит себе. И в этом смысле он порабощен, быть может, даже в большей степени, чем босоногие рабы Древнего Египта. Ведь современный человек практически полностью отсутствует в своей жизни. Он постоянно где-то в мыслях о работе, с френдами в соцсетях, но никак не здесь и не сейчас. Он лишь телом поддерживает иллюзию своего присутствия. Другими словами, у него отняли самое ценное — его жизнь.

В Коране сказано: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире» (28:77). Важно заниматься мирскими делами, карьерой и т.д., но нельзя при этом забывать и о своих духовных потребностях, о внутреннем мире. В то же время, занимаясь духовностью, нельзя впадать и в другую крайность, становиться отшельником. Всегда нужно находить время и вдохновение также и для земных забот. Разумный баланс между тем и другим — вот идеал, про стремление к которому многие среди нас забывают, а потому из одной крайности кидаются в другую.

Для того чтобы этого избежать и сохранить сбалансированность своей жизни, человеку помогает поклонение Всевышнему. Например, пятикратный намаз, который соблюдается в течение всего дня: прерываясь на него, человек отключается от суетных забот и вспоминает об Аллахе. Итикаф – это тоже время отвлечься от постоянных дел, только более глубокая и длительная. Это одна из форм ибадата – служения Всевышнему.

Благословенный Пророк, как говорится в хадисах, последние 10 дней каждого Рамадана проводил в уединении, а в год своей смерти он уединялся 20 дней. Поэтому подобное уединение вошло в ислам как сунна – достоверно узаконенное и желательное действие.

Определение слова «итикаф»

Языковое значение – это пребывание в каком-либо месте. В шариате – это продолжительное пребывание в мечети особым образом ради поклонения Аллаху.

Достоинство итикафа

На тему достоинства итикафа есть хадис от Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит итикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом» (приводит ат-Табарани в “аль-Аусате” и аль-Байхаки). Относительно достоверности и этого хадиса были разногласия, однако хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами считали иснад хадиса хорошим. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 1/267.

Нет сомнений в том, что достоинство итикафа велико, ибо это поклонение, в котором собрались многие виды поклонения, как пост, коллективное совершение пятикратных молитв, чтение Корана, поминание Аллаха, нахождение в мечети и многое другое.

Условия итикафа

Итикаф можно совершать только в мечетях. От Аиши передаётся такое сообщение: «Тот, кто совершает итикаф, не должен выходить из мечети, если только не по естественной надобности. Итикаф можно совершать лишь в той мечети, где совершается джамаат-намаз» («Сахих Абу Давуд», 2135). Абу Ханифа, Ахмад, Исхак и Абу Саур говорили, что соблюдение итикафа будет действительным в любой мечети, в которой совершают пять обязательных молитв и в которых собирается джамаат.

По мнению большинства ученых, соблюдение женщиной итикафа в молитвенной комнате у себя дома будет считаться недействительным, поскольку в отношении этого помещения неприменимо слово «мечеть». К тому же достоверно известно, что жены Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдали итикаф в мединской мечети.

Время вступления в итикаф

По мнению большинства ученых, в итикаф следует заходить с вечера, перед заходом солнца. Если человек вознамерится соблюдать итикаф последнюю декаду Рамадана, то он должен зайти в место соблюдения своего итикафа до того, как зайдёт солнце. Первая из последних ночей Рамадана – это двадцать первая или двадцатая ночь, в этом вопросе допустимы оба подсчёта.

В другом хадисе сообщается, что когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – вознамерился соблюдать итикаф, он сперва совершил утреннюю молитву, а затем зашел в место соблюдения итикафа в мечети. На основании этого часть ученых посчитала, что итикаф нужно начинать после утреннего намаза.

Некоторые имамы прекрасно объединили оба мнения и сказали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) уединялся в мечети на десять последних ночей Рамадана до вечерней молитвы, а совершив уже утреннюю молитву, он уединялся в своей палатке и поклонялся Аллаху самостоятельно. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/249, “Найлюль-Аутар” 4/313.

Когда завершать итикаф

Как говорят Абу Ханифа и аш-Шафи’и, для полноценного завершения итикафа последних десяти суток Рамадана, соблюдающий его должен выйти из мечети после того, как в последний день этого месяца зайдёт солнце.

Малик и Ахмад сказали, что если он выйдет после того, как зайдёт солнце, его итикаф будет засчитан как полноценный, однако, по их мнению, ему всё же желательно дождаться следующего утра и остаться в мечети до тех пор, пока не совершит праздничный намаз (саляту-ль-‘ид).

Количество дней и ночей

Мусульманину лучше соблюдать итикаф в течение всех последних десяти дней, следуя примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но случается, что не все могут оторваться от дел на десять суток, поэтому итикаф допускается и на меньшее количество дней. Ученые разошлись на несколько мнений в отношении вопроса, каков минимальный срок для совершения итикафа. Некоторые говорили день и ночь, некоторые 10 дней, а большинство ученых говорили, что любое время, проведенное в мечети с намерением соблюдать уединение, будет считаться итикафом.

Но всё-таки, минимальным временем итикафа, на которое имеется указание в Сунне, является одна ночь. Аль-Бухари передал, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «В дни невежества я поклялся, что совершу итикаф в течение одной ночи в заповедной мечети, так следует ли мне это сделать?» Пророк ответил: «Выполни свою клятву». И он совершил итикаф в течение одной ночи. (Этот хадис привели Аль-Бухари и Муслим).

Это самое минимальное, что пришло в Сунне насчёт времени итикафа. И не передается от кого-либо из сподвижников, что когда они приходили в мечеть на молитву и совершив ее, ожидали следующей молитвы, чтобы они считали данное ожидание итикафом.

Желательные действия во время итикафа

Му’такифу желательно совершать много дополнительных видов поклонения, занимать себя совершением молитвы, чтением Корана, произнесением слов: «субхана-Ллах!», «аль-хамду ли-Ллях!», «ля иляха илля Ллах!», «Аллаху акбар!», «астагфиру-Ллах!», — просить у Аллаха благословения для Пророка, – мир ему и благословение Аллаха! – обращаться к Аллаху с мольбами и заниматься другими делами, которые приближают к Всевышнему Аллаху и связывают человека с его Создателем, величественно Его упоминание.

Желательно также проводить исламские уроки, изучать книги толкования Корана и хадисы, читать о жизни пророков и праведников, а также читать другие религиозные книги и книги по фикху.

Нужно ли воздерживаться от разговоров?

Воздерживаться от разговора, считая, что благодаря этому воздержанию человек совершает богоугодное дело, неправильно и противоречит сунне. То же самое относится к другим необычным поступкам. Аль-Бухари приводит хадис, что Ибн ‘Аббас рассказывал: «Как-то раз Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – обращался с проповедью, а в этот момент один мужчина стоял. Пророк спросил, кто это, и ему ответили, что это Абу Исраиль, который дал обет, что будет стоять, не сядет, не будет находиться в тени, не заговорит и будет только поститься. Тогда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Велите ему, чтобы он разговаривал, находился в тени, сидел и пусть завершит свой пост!».

Чего нужно сторониться во время итикафа?

Из ошибок, которые совершают некоторые му’такифы:

1. Непонимание смысла итикафа и его мудрости. Это проявляется в халатности ко многим поклонениям, для выполнения которых итикаф считается хорошим шансом

2. Длительный сон днём и сидение за сухуром ночью, без выполнения поклонений. И это противоречит тому, что следует делать выполняющему итикаф (уменьшение времени сна, бережное отношение ко времени, используя его, ведь это малое количество дней).

3. Чрезмерство в использовании телефона без всякой пользы. Как говорят современные ученые, что смысл и цели итикафа не будет достигнуты, если присутствует мобильный телефон в его современном виде. Он нужен лишь на крайний случай.

4. Большое количество пустых разговоров с другими людьми в мечети. Что же касается того чтобы иногда поговорить с некоторыми из делающих итикаф, или с семьей, то в этом нет проблем, по причине того, что пришло достоверно в двух “Сахихах”, что жена Пророка Сафия, да будет доволен ей Аллах, посетила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его месте итикафа, и он поговорил с ней.

5. Малочисленность поклонения у делающих итикаф, особенно чтения Корана и дополнительных молитв.

6. Среди людей есть такие, кто делает итикаф, в то время как его семья и жена нуждаются в нём, или запрещает ему его отец делать итикаф по уважительной причине. И такой выполняет Сунну, оставляя уаджиб, и не следует такому делать итикаф, ведь сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Абдуллаху Ибн Амру, да будет доволен им Аллах: “Истинно, у твоего тела есть право на тебя, и у твоего Господа есть право на тебя, и у твоей семьи есть право на тебя” (аль-Бухари, Муслим).

Завершение

Таким образом, итикаф является одним из тех настоятельно рекомендуемых деяний (сунна муаккада), которые Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – прилежно соблюдал. Главной целью итикафа Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – было желание застать Ночь предопределения. К сожалению, в наше время в жизни мусульман многих стран – не считая тех из них, над кем смилостивился Аллах – эта сунна уже не находит воплощения. Аналогично ситуация обстоит и с многими другими суннами, которых мусульмане умертвили или почти довели до исчезновения. Пусть же Всевышний исправит положение верующих и позволит им придерживаться того, на чём был Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники.