Важно! Некоторые правила соблюдения поста

Пост начинается с отказа от еды и питья, но по-настоящему постящимся является тот, кто вдобавок к этому избегает всего праздного и греховного, всего, что мешает приблизиться к Аллаху. Однако эта простая истина не отменяет важности внешней стороны поста. Внутренняя красота религиозных обрядов дополняется совершенством их внешних форм. Поэтому нам не помешает вспомнить некоторые правила поста в рамадане. Поистине, напоминание приносит пользу верующим.

1. Намерение поститься нужно обязательно утвердить в душе ночью, до наступления рассвета. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если до наступления рассвета человек не утвердил в своей душе намерение поститься, то его пост не принимается» (Абу Дауд). Достаточно утвердить намерение поститься в течение всего месяца в первую ночь рамадана, но желательно возобновлять свое намерение каждую ночь. Если человек по болезни или по другой уважительной причине не постился один или несколько дней, то при возобновлении поста он также обязан утвердить намерение в душе до наступления рассвета.

2. Пост начинается с наступлением рассвета, а не с восходом солнца. Прием еды и питья нужно закончить до утреннего намаза: «Ешьте и пейте, пока не отличите белую нить рассвета от чёрной…» (сура “Бакара”, аят 187).

3. Желательно поесть до рассвета, ибо в предрассветной трапезе (сахур) есть великая благодать. В хадисе сообщается: «Предрассветная трапеза благодатна, и посему не отказывайтесь от нее. И если кто-либо из вас сможет выпить хотя бы глоток воды, пусть сделает это, потому что Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест перед рассветом» (Ахмад).

4. Время разговения наступает с заходом солнца. Запаздывать с разговением нежелательно. В этом нет никакой пользы, и награды от этого больше не становится. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди будут жить в благополучии, пока будут спешить с разговением» (ал-Бухари и Муслим).

5. Разговляться лучше финиками и водой. В хадисе сообщается: «Если кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется сухими финиками. Если же он не найдет их, пусть выпьет воды, ибо она – чистая, очищающая» (Абу Давуд).

6. Пост нарушается, если человек сознательно выпьет, поест, вступит в интимную связь или вырвет. Курение также нарушает пост. Если человек вступит в интимную связь во время поста, он должен возместить его непрерывным постом в течение двух месяцев. Если он не в состоянии поститься такой срок, он должен накормить шестьдесят бедняков средним из того, чем он кормит свою семью.

7. Если постящийся поел или выпил по забывчивости днем в рамадане, то он должен продолжить пост и не возмещать его. Передают, что Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что Сам Аллах накормил и напоил его» (ал-Бухари и Муслим).

8. Если постящийся непроизвольно вырвал, то он должен продолжить свой пост и не должен возмещать его. Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).

9. Постящийся может поцеловать свою жену во время поста. Но если постящийся боится, что не совладает с собой, то лучше отказаться от этого. Аиша рассказывала: «Во время поста посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, целовал своих жен, но он лучше любого из вас владел собой» (ал-Бухари и Муслим).

10. Поллюция во сне днем в рамадане не нарушает пост. Если такое произошло, постящийся должен искупаться (совершить гусль) для того, чтобы молиться в течение дня.

11. Во время поста разрешается умащаться благовониями и чистить зубы (даже зубной пастой, естественно, не проглатывая ее). ‘Амир ибн Раби‘а рассказал, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, постоянно пользовался мисваком во время поста (Ахмад, ат-Тирмизи и Абу Давуд).

12. Во время путешествия разрешается не соблюдать пост при условии, что пропущенные дни будут возмещены в течение года до начала следующего рамадана. Передают, что Хамза ибн ‘Амр ал-Аслами рассказывал, что однажды он спросил: «О посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы продолжать поститься во время поездки. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это льгота, дарованная Аллахом, и кто пользуется этой льготой, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха» (Муслим).

13. Во время месячных и в послеродовой период женщины не должны поститься, но после рамадана они должны возместить пропущенные дни поста. Передают, что ‘Аиша рассказывала: «При жизни посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы очищались после менструации. Нам было приказано возмещать пост, но нам не велели возмещать намазы» (Муслим, ат-Тирмизи).

14. Если мусульманин встретил рассвет в состоянии полового осквернения, он должен искупаться и поститься.

15. Во время поста разрешается полоскать нос и рот, но постящийся должен быть осторожен ­– вода не должна попасть в горло. Однако запрещается использовать назальные капли (даже в медицинских целях), потому что через носоглотку они попадают в желудок. Передают со слов Лакита ибн Сабира, что однажды он сказал: «Посланник Аллаха, расскажи мне об омовении». Он сказал: «Совершай омовение надлежащим образом, мой места между пальцами и тщательно полощи нос, если только ты не постишься» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным и сказал: «Улемы не одобряли введение лекарства в нос во время поста и считали, что это прерывает пост человека. Этот хадис усиливает их мнение».

16. Во время поста разрешается делать инъекции (подкожно, внутримышечно, внутривенно), если вводимый препарат не содержит витаминов и питательных веществ. Принятие таблеток, капсул и т. д. перорально нарушает пост, даже если эти препараты не содержат витаминов и питательных веществ.

17. Некоторые ошибочно полагают, что если в силу географических особенностей местности день длится долго, то разрешается поесть или выпить воды, а потом возместить пропущенный пост в более удобное время. Это не так. Прервать пост разрешается лишь в том случае, если его дальнейшее соблюдение угрожает здоровью человека. Если же такой опасности нет, то прерывать пост только по причине его длительности неправильно. А Аллах знает лучше!