225 лет с основания ЦДУМ

Центральное духовное управление мусульман России насчитывает уже 225 лет с момента основания. По этому поводу в Уфе пройдет большая научно-практическая конференция "Ислам и государство", посвященная появлению первой мусульманской организации в России – Оренбургского магометанского духовного собрания. Основные мероприятия пройдут 21-22 октября 2013 года.

Предстоящий форум направлен на осмысление более чем двухсотлетнего опыта взаимодействия Российского государства с мусульманской общиной, будут обсуждаться множество вопросов, среди них: Ислам и мусульманское население России; Указ Екатерины II от 22 сентября 1788 года и его значение в формировании новой религиозной политики в России; Институт муфтийства; Интеграция мусульманского населения в историко-культурное и правовое пространство России; Роль ислама в укреплении российской государственности и множество других тем.

21 октября начнут съезжаться приглашенные гости, среди которых более полусотни высокопоставленных лиц из-за рубежа – министры религиозных дел, муфтии, послы, ученые с мировым именем, ректоры известных исламских университетов.

Основные мероприятия намечены на 22 октября. В этот день в зале заседаний Госсобрания РБ приглашенные примут участие в международной научно-практической конференции "Ислам и государство в России".

В Башкирском государственном академическом театре драмы им. М. Гафури будет работать выставка халяль-продукции. Там же пройдет торжественное собрание, посвященное празднованию 225-летнего юбилея. Ожидается, что туда прибудет и Президент России Владимир Путин. Напомним, в мае на встрече руководителя страны с главой республики Рустэмом Хамитовым последний напомнил, что осенью исполняется 225 лет со дня создания управления, и пригласил В. Путина в столицу Башкирии в дни проведения праздничных мероприятий. Президент ответил, что "мы должны придать этому мероприятию общегосударственное значение".

 

К 225­-летию создания Оренбургского магометанского духовного собрания

Среди исторических памятников города Уфы особое место принадлежит архитектурному ансамблю первой соборной мечети. На его территории находится резиденция муфтия Центрального духовного управления мусульман России. До 1992 года данное учреждение именовалось ДУМЕС (Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири), а еще ранее – Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). Оно оказало огромное влияние – положительное или отрицательное – на историю многих мусульманских народов России.

Царское правительство в XVII­-XVIII вв. по отношению к исламу порой проводило репрессивную политику. Например, Елизавета Петровна издала указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии. Однако башкирские восстания всякий раз заставляли правительство смягчать религиозную политику. Именно поэтому центр религиозной жизни мусульман внутренней России постепенно сместился именно в Башкирию. Десятки тысяч мусульман Казанской и других губерний переселялись на Южный Урал, спасаясь от гонений.

Учреждение ОМДС

Так продолжалось более 200 лет вплоть до правления Екатерины II. Являясь сторонницей политики «просвещенного абсолютизма», она издает закон о терпимости всех вероисповеданий. После подавления Пугачевщины, Екатерина II проводит реформы в целях централизации страны, но в огромном регионе Закамья и Заволжья, объединенном в Оренбургскую губернию, не было порядка и царило «Гуляйполе» как минимум со времен распада Золотой орды. Уже тогда российская царица была озабочена проникновением иностранных идей, уже тогда оренбургский губернатор Игельстрем докладывал в Петербург, что странствующие муллы, ведущие антироссийскую пропаганду, представляют опасность для государства. Поэтому генерал-­губернатор предлагал императрице создать «особенную комиссию», которая централизованно управляла бы мусульманским духовенством, выдавая лицензии на замещение должностей ахунов, мулл, мударисов и муэдзинов, лояльных к правительству лицам. Тем самым появлялась возможность объявлять вне закона неподконтрольных государству проповедников. И вот 22 сентября 1788 года императрица подписала указ о создании в Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания. Такое название оно получило потому, что Башкирия, в которой проживало наибольшее число мусульман Российской империи, входила в состав одноименной губернии.

Первый муфтий Мухамед­жан Хусейнов (1788-­1824 гг.)

По указу Екатерины первым председателем ОМДС стал Мухамеджан Хусейнов. Он родился в селе Султанаево нынешнего Кушнаренковского района РБ. Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 назначен председателем ОМДС и стал первым муфтием России. Занимал эту должность на протяжении 35 лет, до конца своей жизни. Автор проектов по преобразованию ОМДС в Центральную мусульманскую коллегию, созданию сети религиозных учебных заведений с преподаванием светских научных дисциплин. Был проводником политики Екатерины II на территории современного Башкортостана и Приволжского федерального округа. Принимал активное участие в реализации внешней политики Российской империи на Востоке и Кавказе. Неоднократно возглавлял делегации, выезжавшие в Малый и Средний жузы (группы родовых и племенных объединений в Казахстане) для переговоров с казахскими ханами и султанами.

В 1797 году включен в состав Ханского совета, созданного для управления Малым жузом. Посылался властями на Кавказ, где организовал у горских народов родовые суды и принимал присягу на верность России.

Второй муфтий Габдессалям Габдрахимов (1825-­1840 гг.)

Он был родом из села Абдрахманово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевского района Татарстана). Согласно архивным источникам, население села состояло из башкир­-вотчинников Юрмийской волости и тептярей.

Быть вторым ничуть не проще, чем первым. Наоборот, быть достойным своего предшественника и соответствовать возлагаемым на тебя надеждам, внести собственный вклад в благополучие своего народа — сложнее. В истории татарского народа был такой человек — второй муфтий Российской империи Габдессалям хазрат Габдрахимов.

Занимая должность городского муллы Оренбурга, Габдессалям хазрат уделял внимание вопросам народного образования. Он организовал школу, в которой на 1810 год обучение проходили 150 мальчиков и 120 девочек.

Габдессалям Габдрахманов за годы службы зарекомендовал себя наилучшим образом не только с точки зрения светских властей, но также был на хорошем счету в муфтияте. Когда возник вопрос о том, кого назначить духовным главой российских мусульман, Габдессалям хазрат оказался лучшим кандидатом на этот пост.

30 сентября 1825 года Габдессалям Габдрахманов был назначен вторым общероссийским муфтием. Именной указ был подписан императором Александром I.

После занятия поста муфтия, Габдессалям хазрат развил активную деятельность по укреплению позиций муфтията. При нем было построено несколько новых мечетей: в Уфе, Казани и других городах. Помимо пропаганды образования, второй муфтий много сделал для продвижения среди населения достижений медицины. Существует несколько написанных им фетв, посвящённых вопросам здравоохранения, а также книга о важности медицины.

 

Третий муфтий Габделвахид Сулейманов (1840­-1862 гг.)

Отец Габделвахида Сулейманова был выходцем из мишарского села Улу­-Арбишча или Большое Рыбушкино нынешней Нижегородской области, однако сам будущий муфтий родился в Башкирии. До своего избрания он служил имамом Санкт­-Петербургской соборной мечети. Возможно, близость к власти в столице России и послужила той причиной, почему после смерти прежнего муфтия новым главой мусульман был назначен Габделвахит Сулейманов. Именной указ об этом подписал император Николай I.

Новый муфтий разработал несколько проектов, издал «Правила семейно-брачных отношений», ставшие одним из первых примеров умелого синтеза норм шариатского брачно-семейного права и российского законодательства. Муфтий был сторонником преподавания светских предметов в мусульманских учебных заведениях и обучения мусульман в гимназии и университете.

Сулейманов был первым из муфтиев ОМДС, хорошо владевших русским языком, он выписывал русские и турецкие книги и газеты. Кроме того, Габделвахид хазрат был известен и своей активной социальной деятельностью и милосердием, поэтому с 1856 г. был назначен директором Оренбургского губернского попечительского комитета о тюрьмах.

Муфтий Сулейманов сумел сохранить единство российской уммы, расширить число мечетей, мектебов и медресе. Он не был великим улемом или мударрисом, но прославился своей заботой о нуждах религии Ислама и простых мусульман.

 

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх