История сподвижника по имени Джуляйбиб

Spodvizhniqi-proroqa-Muhammada1Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

У Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) был сподвижник по имени Джуляйбиб, он был некрасив лицом и очень беден. Много времени Джуляйбиб проводил в мечети рядом с Пророком. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:

 

— Джуляйбиб!  А не жениться ли тебе?

Джуляйбиб ответил:

— Посланник Аллаха, а кто же женит меня? Кто отдаст свою дочь за меня?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Я женю тебя, Джуляйбиб.

Джуляйбиб сказал:

— В таком случае ты увидишь, что я неходовой товар.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Зато, воистину, перед Аллахом ты не такой.

С этого момента Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не прекращал использовать любую возможность для того, чтобы женить Джуляйбиба.

Когда у ансаров какая-либо женщина становилась вдовой, ее родственники не торопились выдавать её замуж до тех пор, пока не убедятся, что Пророк не желал сам жениться на ней или выдать её за кого-то замуж. Однажды один человек, у которого скончался зять, пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Пророк сказал ему:

— Выдай в жёны свою дочь.

Человек ответил:

— Замечательно, это большая честь, о Посланник Аллаха, это услада для очей наших!

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Но я не для себя прошу её.

Человек спросил:

— За кого же, Посланник Аллаха?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— За Джуляйбиба.

Человек сказал:

— О Посланник Аллаха, я посоветуюсь с её матерью.

Затем этот человек пришёл к жене и сказал:

— Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сватает твою дочь.

Жена ответила:

— Замечательно, это радость для нас.

— Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сватает её не для себя, а для Джуляйбиба.

Жена воскликнула:

— За Джуляйбиба?! За Джуляйбиба?! За Джуляйбиба?! Нет! Видит Аллах, мы не выдадим её замуж за него. Неужели Посланник Аллаха не нашёл никого, кроме Джуляйбиба?! Ведь тем самым он лишает нас возможности выдать её за того-то и того-то!»

Когда этот человек уже хотел встать и отправиться к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), дабы известить его о мнении своей жены, из комнаты вышла их дочь и спросила: «Кто сватается ко мне?» Мать рассказала ей, на что дочь ответила: «И что вы хотите сделать? Неужели вы отвергнете предложение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на то, что он доволен этим человеком для вас? Отдайте меня за него замуж, ведь Пророк не поступит со мной небрежно!»

Сказав такие слова, дочь словно сорвала с родителей пелену и развязала путы с их рук, супруги сказали: «Она говорит истину». После этого отец отправился к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Поступай с ней, как считаешь нужным. Если ты доволен им, то и мы довольны им». Он ответил: «Я доволен им». Так Пророк (мир ему и благословение Аллаха) женил Джуляйбиба на их дочери.

Спустя какое-то время жители Медины подверглись нападению, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вступил в сражение. Джуляйбиб сел верхом и вместе со всеми бросился в бой. Когда битва закончилась, и Аллах дал победу мусульманам, Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) спросил у сподвижников:

— Не потеряли ли вы кого-либо из воинов?

Они сказали:

— Мы потеряли такого-то и такого-то.

Он снова спросил:

— Посмотрите, потеряли ли вы кого-либо ещё?

Они сказали:

— Нет.

Он сказал:

— Зато я потерял Джуляйбиба, ищите его среди убитых.

Сподвижники стали искать его, и нашли тело Джуляйбиба рядом с телами семерых язычников, которых он убил, а затем сам был убит. Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, вот он, рядом с телами семи врагов, которых он убил, а затем сам был убит». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к нему, встал над его телом и сказал: «Убил семерых, а затем сам был убит! Этот человек близок ко мне, а я близок к нему. Этот человек близок ко мне, а я близок к нему». Затем Посланник Аллаха поднял его на руки и понёс. Пока Джуляйбибу рыли могилу, не было у него иного ложа, кроме рук Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А когда могила была готова, Пророк собственноручно уложил в неё тело Джуляйбиба. После смерти его тело не омывали, но похоронили в ранах и в той одежде, что была на нём в момент смерти, как подобает быть похороненным воину, павшему в битве за Веру.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) оценил поступок жены Джуляйбиба и её искреннее повиновение. Исхак ибн Абу Тальха сказал: «Знаешь ли ты, с какой мольбой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился за неё к Своему Господу? Он сказал:

 

«О Аллах, одари её благами обильно и не сделай в её жизни никакой тягости»  (Аллахумма субба ’алейха-ль-хайра саббан, ва ля тадж’аль ’айшаха кяддан кяддан).

Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) говорил: «Спустя какое-то время я захотел посмотреть на её положение и увидел, что её дом был одним из самых щедрых и богатых домов, занимавшихся благотворительностью».

Сабит говорил: «Не было среди ансаров вдовы щедрее и богаче, чем вдова Джуляйбиба».

Ибн Саад написал: «Я слышал, что Джуляйбиб был из племени Бану Са’ляба, состоявшего в союзе с ансарами, а женщина, на которой его женил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), была из племени Бану аль-Харис ибн аль-Хазрадж (т.е. чистокровной ансаркой)».

В кратком изложении эта история приводится в сборниках Муслима, ат-Таялиси, ан-Насаи. В более подробном изложении она приводится в сборниках Ахмада, аль-Байхакы, аль-Багави, Ибн Абу Асым, Ибн Хиббан, Абдурраззак, аль-Баззар. Учёные хадисоведы единогласно признали достоверными хадисы, в которых излагается краткая версия истории. Что касается хадисов с более подробным изложением истории, то относительно их достоверности существуют определённые разногласия, однако более правильным является их достоверность в силу того, что они взаимно подкрепляют недостатки своих иснадов (цепочек передачи хадисов).

 

Польза, которую мы извлекаем из истории Джуляйбиба:

1)           Пророк (мир ему и благословение Аллаха) способствовал сподвижникам в достижении жизненных благ, заботился об их интересах и предпринимал в этом направлении реальные шаги. В данном хадисе сообщается, что он лично искал невесту для Джуляйбиба.

2)           Следует побуждать молодых людей к женитьбе, упрощать этот процесс и устранять трудности, которые препятствуют женитьбе.

3)           Самым близким опекуном женщины является отец, и именно он должен отдавать свою дочь замуж. В этом хадисе мы видим, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вёл диалог именно с отцом невесты.

4)           Никах без опекуна недействителен. Посланник Аллаха сказал:

«Какая бы женщина ни вышла замуж без опекуна, её никах недействителен».

5)           Важность совещания в кругу семьи, особенно в вопросах связанных с женитьбой, и в ещё большей степени в том, что связано с замужеством дочерей, так как от этого зависит их будущее до конца жизни. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) одобрил решение мужчины посоветоваться со своей женой.

6)           Ислам велит мужчинам уважительно относиться к женщине, считаться с её мнением, уважать её чувства, советоваться с ней. Суровое и надменное обращение к жене, подобное обращению хозяина к своему рабу, не имеет никакого отношения к Исламу. К сожалению, такой формат семейных отношений у многих ассоциируется с Исламом, так как доисламские обычаи и национальный уклад некоторых народов так и остались неискорененными, а в наше время это воспринимается людьми как часть исламского наследия, что, конечно же, является ошибкой. Нередко люди, недавно принявшие Ислам, стараются брать пример с мусульман, которые получили воспитание в своей культурной этнической среде, подражая им во всем, в том числе и в их ошибках. Мусульманин должен брать пример в первую очередь с Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников и рассматривать народные обычаи и склонности характера через призму пророческой сунны.

7)           Хадис раскрывает достоинства этой молодой сподвижницы: она стеснялась вмешаться в разговор, когда родители решали её судьбу и советовались друг с другом по поводу сватовства. Все время она сидела в своей комнате. Но когда дело стало склоняться не в сторону истины, а эмоции и желания возобладали над здравым смыслом и покорностью, то скромность не помешала ей уверенно сказать слово истины. Также надо заметить, что дочь сделала это, соблюдая этикет общения и уважение к своим родителям.

8)           Хадис говорит о достоинстве сподвижников в целом, об их почтении и любви к Пророку, стремлении к выполнению его велений. Решение Аллаха и Его Посланника было, для них прежде всего остального. Они всегда помнили слова Всевышнего Аллаха:

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (Коран, 33: 36).

9)           Мусульманин должен принимать истину и отказываться от ошибочного пути, даже если наставление приходит со стороны тех, кто меньше тебя по статусу, по знаниям или по возрасту. Подобно тому, как эти сподвижники, отец и мать приняли наставление своей дочери: «Она словно сорвала с родителей пелену и развязала путы с их рук, и они сказали: «Она говорит истину».

10)         Если сын или дочь увидят в поступках своих родителей нечто такое, что противоречит пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то пусть постараются поправить их, и пусть делают это добрыми, приятными словами, которые смогут изменить ситуацию, а не усугубить её.

11)         Если девушка высказывает свою точку зрения относительно своих предпочтений, касающихся выбора мужа, то это ни в коей мере не говорит об отсутствии у неё скромности. Она имеет право обсуждать кандидатуру и делать выбор, как об этом говорится во многих хадисах. Более того, согласие девушки является фундаментальной основой правомочности брака.

12)         Неприглядная внешность или отсутствие знатной родословной не являются препятствиями для женитьбы. Самое главное, на что должен смотреть отец девушки – это праведность и богобоязненность будущего мужа своей дочери. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«…и самый почтенный перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Коран, 49: 13).

13)         Желание поскорее выдать замуж свою дочь – это естественное желание любого благоразумного и ответственного отца. Мы видим, что сподвижники не сидели без дела, ожидая хорошего зятя, они сами предпринимали меры для того, чтобы найти для своей дочери достойного мужа. Некоторые отцы поступают очень безответственно по отношению к дочерям: либо они совсем не интересуются выбором дочери, полностью полагаясь на её желания, за которыми нет никакого жизненного опыта, либо ищут для неё несбыточную кандидатуру и отказывают тем, кто действительно достоин её. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если к вам посватается человек, религией и нравом, которого вы будете довольны, то жените его. Если же вы не сделаете этого, то на земле произойдёт смута и повсеместное ухудшение».

14)         В женитьбе Джуляйбиба было великое благословение, потому что она с первого дня была основана на богобоязненности. Эта благодать продлилась даже после того, как Джуляйбиб ушёл из жизни, пав мучеником, а его жена стала богатой по молитве Пророка. Она щедро расходовала на благотворительность то, чем наделил её Аллах по своей милости.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

 

Читайте также: