Как вера в предопределение должна влиять на наши поступки?

К сожалению, среди мусульман много тех, кто оправдывает свою ленивость предопределением Аллаха. Ты спрашиваешь человека: «Почему ты не работаешь?» Он отвечает: «Да так, все равно все по воле Аллаха». А ты не хотел бы работать по воле Аллаха? Другого спросишь: «Почему ты не учишься?» Отвечает: «Все по воле Аллаха, что тут поделаешь?»

Подойдешь к третьему: «Почему ты совершил этот грех?» Он в ответ: «Все же по воле Аллаха! На все воля Аллаха». Лозунг «воля Аллаха» стала для многих оправданием бездействия и греха.

Давайте посмотрим, как вели себя пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники, неужели вера в предопределение влияла на них так же, как она влияет сейчас на многих мусульман? Сидели ли они «по воле Аллаха» сложа руки?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) когда хотел добиться какого-нибудь результата, не оставался пассивным. Для достижения цели он делал все, что зависело от него, а потом говорил «На все воля Аллаха». Давайте посмотрим на то, как пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), переселился из Мекки в Медину. Некоторые сподвижники переселились из Мекки в Медину очень легко. Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сделал несколько кругов вокруг Каабы, прочитал намаз и обратился к главарям курайшитов со словами: «Сейчас я уезжаю в город Медина по этой дороге. Кто хочет, чтобы его мать его похоронила, пусть пойдет за мной». Сказав эти слова, Умар ибн Хаттаб переселился и никто ему не помешал.

Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), пророк Аллаха, бывший по своей натуре намного храбрее Умара ибн Хаттаба, сначала несколько дней находился в пещере, куда еженощно приходил с пищей сын Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и сообщал мекканские новости. Другой его сын приходил к пещере со стадом баранов, чтобы они стирали все следы, и курайшиты не могли определить по этим следам местонахождение пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Через несколько дней пророк Аллаха вместе с Абу Бакром выезжает по той длинной дороге, по которой никто не ездил в Медину. Все эти предосторожности предпринимает пророк Аллаха, который может просто поднять руки с дуа и ехать спокойным, как уехал Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Как видим, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сделал все, что зависело от него, как от человека. Это главный урок переселения из Мекки в Медину, который учит нас тому, что надо делать все, что зависит от нас. Если ты хочешь пищу, то иди работать, если ты хочешь получить «пятерку», учись прилежно. Если вы хотите брать пример с Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), делайте все, что зависит от вас.

Но все-таки, несмотря на старания Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), курайшиты дошли до входа в пещеру, в которой он находился. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, шепотом сказал: «Если один из них посмотрит на свои ноги, он нас увидит». Таким образом, мы отсюда делаем вывод, что решающую роль играют не наши старания — все решает Аллах. Поэтому сердце мусульманина всегда привязано не к своим стараниям, а к Аллаху.

Однажды сподвижники пророка подошли к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) с вопросом: «Можно нам лечиться? Противоречит ли лечение вере в предопределение?» Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Лечитесь, лечение – тоже из предопределения».

Разве он сказал: «А зачем вам лечение? Все же по воле Аллаха!» Зачем вам копать, все же по воле Аллаха? Но он сказал иначе.

Таким же было поведение сподвижников пророка. Возьмем в качестве примера Умара ибн Хаттаба, да будет доволен им Аллах, человека, о котором пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если бы после меня был пророк, это был бы Умар». Однажды Умар ибн Хаттаб ездил в Шам, и по дороге он услышал весть о появлении там чумы. А есть изречение пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в котором говорится: «Если в каком-то городе чума, то пусть никто не въезжает туда и пусть никто не выезжает оттуда». Поэтому, когда Умар ибн Хаттаб услышал о появлении чумы в одном населенном пункте, он сказал, что нужно вернуться обратно. Тогда один из сподвижников, Абу Убайда, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Умар! Неужели ты убегаешь от предопределения Аллаха?» Умар ибн Хаттаб воскликнул: «О, если бы кто-нибудь другой сказал эти слова, а не ты! Да, я убегаю от предопределения Аллаха к Его предопределению». И они не вошли в этот город.

Как видим, сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) правильно поняли предопределение: нужно делать все, что зависит от тебя, принимать меры предосторожности, и после этого сказать: «На все воля Аллаха».

Однажды из Йемена приехала группа людей без еды и продуктов. Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил их: «Кто вы?» (То есть, кто вы такие, что ездите без продовольствия?) Они сказали: «Полагающиеся на Аллаха». Умар ибн Хаттаб возразил: «Нет, вы бездельники, потому что полагающийся на Аллаха — это тот, который бросает свои зерна, а потом надеется на Аллаха».

Есть еще такая известная история, когда в мечеть пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), пришел сподвижник, который оставил свою верблюдицу непривязанной. (И мы знаем, верблюд — это животное, которое чаще других убегает от своего хозяина. Даже когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел подчеркнуть, что Коран быстро забывается, он сравнил Коран с верблюдицей, потому что Коран, если его не повторять, убегает из памяти гораздо быстрее, чем непривязанная верблюдица убегает от своего хозяина). Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) спросил этого сподвижника, почему он так сделал. Тот сподвижник ответил: «Я полагаюсь на Аллаха». Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты сначала привяжи ее, а потом полагайся на Аллаха».

И есть огромное количество таких примеров, которые наглядно демонстрируют, что вера в предопределение не противоречит тому, чтобы человек создавал условия для получения хорошего результата от Аллаха.