О смысле одного аята: «…и умирайте не иначе, как будучи мусульманами»

Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (сура 3 «Ал ‘Имран», аят 102). Как же трудно передать смысл этого аята! В русском языке нет слова, которое охватило бы все значения коранического понятия таква. Мы привыкли называть это благочестием или богобоязненностью. Но ведь страх – это лишь одно из проявлений таква. На самом же деле в этом аяте нам приказано исповедовать ислам должным образом, выполняя наши обязанности перед Аллахом и перед творениями. А для этого нужно постоянно помнить об Аллахе и чувствовать на себе Его взор, подчиняться Его заповедям и сторониться того, что Он запретил, надеяться на Его вознаграждение и опасаться Его наказания, благодарить Его за оказанные милости и не выказывать недовольства во время испытания, готовиться к Судному дню и не связывать больших надежд с этим миром.

Однажды ‘Умар ибн ал-Хаттаб попросил Убаййа ибн Ка‘ба разъяснить, что такое богобоязненность. Тот спросил: «Приходилось ли тебе когда-нибудь проходить по тропинке, заросшей колючками? ‘Умар ответил: «Да». Убайй спросил: «И что же ты делал?» Он ответил: «Приподнимал подол своей одежды и старался быть предельно внимательным, чтобы не наступить на них». Тогда Убайй сказал: «Это и есть богобоязненность».

Как человек, идущий по заросшей колючками тропе, старается не поранить ноги, так и богобоязненный верующий идет по жизни, оберегая себя от всего, что вызывает гнев Аллаха и обрекает его на мучения. Он избегает соблазнов и всего, что может посеять сомнения в его душе. Он борется с низменными страстями и ищет спасения у Аллаха. Но добивается этой цели лишь тот, кто избегает не только грехов, но и всего нежелательного и сомнительного. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб не достигнет [степени] богобоязненности, пока не оставит то, что не причиняет вреда, опасаясь того, что может нанести вред» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа). ‘Абдаллах ибн ‘Умар сказал: «Человек не достигнет настоящей богобоязненности, пока не оставит то, что скребет его сердце!» (ал-Бухари).