Обряды, связанные с рождением детей

aqiqa_balaСемь обрядов из Сунны для седьмого дня

 

Рождение ребенка – одно из наиболее значительных событий в жизни семьи. Вместе с радостью появления на свет нового человека на родителей ложится и ответственность перед Всевышним, связанная с уходом за ним и его воспитанием. В нашей религии существует несколько обычаев (сунн), связанных с рождением ребёнка, и хотя большинство из них приходится на седьмой от рождения день, совершать их можно и в другие дни.

Сунна первая: Поздравления и распространение радостной вести

Мусульманину желательно сообщить всем своим родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет между людьми узы дружбы и родства, способствует единению в радости, подчеркивает сопричастность каждого радостному и счастливому событию.

Отца новорожденного можно поздравлять в следующей форме:

«Барака-Ллаху ляка филь-маухуби ляка, ва шакярта-ль-Уахиба ва баляга ашуддаху ва рузикта бирраху».

Перевод: «Пусть проявит Всевышний милость Свою к тому, кто дарован тебе. Поблагодари Того, Кто одарил тебя им. Пусть он [твой ребенок] достигнет полной зрелости, и да будешь ты наделен  его покорностью и любовью».

Отметим, что поздравлять можно в любое время, а не только в седьмой день.

 

Сунна вторая: Тахник

Так называется разжёвывание финика и протирание образовавшейся кашицей нёба новорожденного сразу после рождения или вскоре после этого. Передают со слов ‘Аиши: «Новорожденных детей обычно приносили к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он читал дуа за них и протирал разжёванным фиником их нёбо» (приводит Муслим 1/237).

Имам ан-Навави сказал: “Ученые единогласны в рекомендации тахника для ребенка, после того, как он родился”. Тахник может сделать любой праведный мусульманин. Тому, кто делает тахник для ребенка, следует прочитать дуа за ребёнка – обратиться к Аллаху с мольбой и призвать на него благословения Аллаха.

Однако нельзя совершать тахник с намерением получить благодать от праведного человека, совершающего тахник. Это было особенностью только посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

 

Сунна третья: Дать красивое имя ребенку

После рождения ребенка следует дать ему красивое имя, и желательно это сделать на седьмой день после рождения. Му’аз ибн Джаббаль сообщил: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нарекать ребёнка именем на седьмой день после рождения» (приводит ат-Тирмизи, 2832, хадис достоверный).

Имя должно нести хорошее и достойное похвалы значение, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День воскрешения вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так выбирайте же хорошие имена!» (приводят Абу Дауд 4948, и другие, хадис достоверный).

Одними из лучших имён считаются имена пророков (Мухаммад, Ибрахим, Исмаил и так далее) и имена, указывающие на отношение к Аллаху – это имена, начинающиеся с приставки «‘Абд», что в переводе означает «раб», после которой следует одно из прекраснейших имен Аллаха – Абдуллах (раб Аллаха), Абдуррахман (раб Милостивого), Абдуррахим, Абдуль-Карим и так далее. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман» (приводит Муслим 2/1682).

Нельзя давать ребенку такое имя, в котором содержится элемент многобожия или обозначающее рабство перед кем-то другим, помимо Аллаха (например, нельзя давать такое имя как Абдуннаби – раб пророка). Также нельзя называть детей именами, несущими в себе дурной смысл.

 

Сунна четвёртая: Акика

На седьмой день после рождения ребенка следует совершить жертвоприношение в благодарность Всевышнему Аллаху, за оказание великой милости родителям – дарования ребенка.

Некоторые правила об акыке:

1 – Статус: очень желательно или обязательно.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (акика) на седьмой день после его рождения» (приводят Абу Дауд и другие, хадис достоверный).

2 – За девочку – одного барана, за мальчика – желательно двух (по мере возможности).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух баранов, а за девочку – одного» (приводит Абу Дауд 2842. Хадис хороший).

3 – Рекомендуемое время: на 7 день либо на 14-ый, либо на 21-ый.

От Бурайды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Акика совершается на седьмой день или на четырнадцатый или на двадцать первый день (после рождения ребенка)» (приводит аль-Байхаки, хадис достоверный).

4 – Как отсчитываются дни?

День рождения – это первый день. Например, ребёнок родился в пятницу, седьмым днём будет следующий четверг.

5 – Если не успел в течение 21 дня?

По мнению большинства учёных, после 21 дня допускается провести жертвоприношение в любой день. Отличие в том, что награды будет уже меньше, ведь человек не последовал сунне.

6 – Какое животное подходит?

Для акики подходят бараны и овцы с теми же условиями, что и на курбан (возраст – не менее полугода, если животное крупное, должны отсутствовать видимые недостатки – слепота, хромота, болезнь, истощение и так далее).

7 – Как поступить с мясом?

Мухаммада ибн Сирина (один из ученых эпохи табиинов) спросили: «Можно ли кормить акикой свою семью?» Он ответил: «Да, но не ешь всё, а ешь сам и накорми [других] с этого» (приводит Ибн Аби Шайба 8/54). Таким образом, часть мяса акики можно оставить в семье, а из другой части приготовить угощение для гостей или раздать как садаку.

Сунна пятая: Побрить голову ребенка

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «За каждого новорожденного на седьмой день после его рождения следует проводить жертвоприношение (акика), брить ему голову и дать ему имя». Ибн Маджах 3165. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-Масабих” 4153.

Желательно побрить голову младенца после совершения жертвоприношения, и это мнение многих ученых. К сожалению, многие мусульмане наших дней упускают эту Сунну и не уделяют должного внимания этому важному обряду, не брея головы своих детей на седьмой день, так как боятся их поранить. Но ведь если это было бы опасно, то наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) его сподвижники и их праведные последователи не делали бы этого!

Кстати среди ученых есть разногласие относительно бритья головы девочки. Некоторые считали что в хадисе речь идет только о мальчиках. Однако лучше сделать так, как сказали ученые, посчитавшими эти хадисы обобщенными, поскольку в этом есть польза, ибо с бритьем улучшаются волосы и это также способствуют такой красивой Сунне, как совершение садака на вес волос ребенка.

 

Сунна шестая: Раздать садаку на вес побритых волос в размере серебра

Сообщается, что когда у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) родился внук аль-Хасан, он сказал своей дочери Фатиме: «Побрей его голову и раздай в качестве милостыни серебро, вес которого равен весу его волос» (приводят ат-Тирмизи и другие, хадис хороший)

Хафиз Ибн Хаджар писал: «Во всех версиях хадисов, в которых упоминается о милостыни на вес волос, речь идет о серебре, и ни в одном из них не сказано о золоте, и пошел этому в противоречие только ар-Рафи’и, который сказал, что желательно сделать садака золотом, и если нет возможности, то серебром» (“ат-Тальхис” 4/148).

В среднем вес волос получается 3-4 грамма. Зная стоимость одного грамма серебра, легко посчитать сумму садаки, которую нужно раздать за ребенка.

 

Сунна седьмая: Совершить мальчику обрезание

Джабир рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил жертвоприношение за Хасана и Хусейна, и сделал им обрезание на седьмой день после рождения» (приводят ат-Табарани в “ас-Сагир” 2/122, аль-Байхаки 8/324, а аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия).

Обрезание разрешается как на седьмой день, так и позднее. Единственное, что нельзя – это откладывать совершение обрезания на более поздний срок – когда ребёнок достигнет совершеннолетия. Действительно, чем раньше сделать обрезание ребенку, тем безболезненнее для него окажется этот процесс.