Память о семи поколениях.

Рассказ мусульманина об изучении жизни предков. Связь с прошлым или ответ на вопросы «кто я» и «где мои корни»

После намаза и прочтения Корана, мы часто просим в ду’а наградить Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников, имамов мусульман, а также семь поколений наших бабушек и дедушек. Но, к сожалению, многие из нас не знают имен своих предков. В этом номере – рассказ об изучении истории своего рода, различных поколений предков и знакомстве с жизнью прадедов не по сочинениям историков, а по реальным архивным документам, что дает возможность ощутить свою связь с прошлым, прикоснуться к нему, узнать свои корни и происхождение,  стать продолжателем традиций предшествующих поколений.

Когда мне было 12 лет, мы с отцом ездили в деревню. Я помню, как отец спрашивал у своего дяди — младшего брата его матери, кто их предки. Тогда я записал слова дяди в свой дневник, что очень помогло мне в дальнейшем.

К сожалению, людей старшего возраста, которые помнят о предшествующих поколениях, почти не осталось. Революция 1917 года, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война явились причинами для нарушения процесса передачи информации о предках от поколения к поколению. Так, телефонный разговор с односельчанином моего отца оказался безрезультатным: бабай, в 17-18 лет призванный в армию в 1942-1943 годах, в последующем редко приезжал на родину.

Незадолго до смерти отца мы нашли книгу «Мухаммадия», на полях которой моя бабушка арабскими буквами записывала даты рождения своих детей. Оказывается, мой папа на 50 дней старше официального дня рождения. Так перед своей смертью отец узнал о времени своего рождения.

 

Поиск

Расскажу о том, каким образом вы сможете самостоятельно провести исследование своей родословной. Документы, с которыми вы столкне­тесь, могут содержать массу интересной информации о составе семей, их социаль­ном статусе, материальном состоянии. Воз­можно, в них вы найдете описание каких-то событий, о которых вам рассказывали ваши бабушки и дедушки: земельные споры и еще много чего интересного.

Генеалогические исследования следует начинать с опроса своих ближай­ших родственников старшего поколения. Расспросите их об интересующих вас родственниках, своих дедах, прадедах, их братьях и сестрах, запишите степени родства, год рождения и смерти, местожи­тельство и обязательно место рождения, имущественное состояние и сословие. Если сохранились какие-то личные доку­менты: свидетельства о рождении, справ­ки о смерти, обязательно снимайте с них копии. Они станут отправной точкой в ваших поисках.

В генеалогические росписи (у мусуль­ман — шэджерэ) вносились в первую оче­редь предки по мужской линии. Такие шэд­жерэ нередко становились единственны­ми историческими источниками, содержавшими в себе описание важнейших событий в истории рода или пле­мени и целых народов, имена основателей родов, информацию о быте и нравах эпо­хи.

 

Государственные архивы

Имея первоначальную информацию, вы можете продолжить исследователь­ский процесс, но вам следует знать, куда обращаться за помощью. В Казани все основные архивные доку­менты, фонды учреждений, организаций, предприятий Российской империи, архив­ные документы учреждений, организаций и предприятий советского периода хра­нятся в Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ), главное здание которого расположено по адресу: улица Кремлев­ская, 12/20.

Если вы решили сами участвовать в исследовании вашей родословной, то за допуск в читальный зал архива и за пользование архивными документами плата не взимается. Этот архив, равно как и другие, выдает сведения по запросам граждан о граждан­ском состоянии — о рождении, смерти и бракосочетании. В запросе необходимо указать дату, место жительства на момент события (населенный пункт, уезд, губер­нию), фамилию, имя, отчество запрашива­емого лица (в запросе о рождении допол­нительно — фамилии,  имена, отчества роди­телей).

 

Как читать метрику

Метрическая книга – это реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния – рождений, браков, смерти. Метрические книги  велись до 1918 (в некоторых районах до 1921 г.), затем регистрация актов гражданского состояния была передана отделам ЗАГС местных органов исполнительной власти.

В архивах есть данные на период примерно с 1870-го по 1920-е годы. Инфор­мацию о предках, живших ранее 1870-х годов, лучше искать по ревизским сказ­кам.

У татар-мусульман обязанность учета и регистрации в метрических книгах лежала на приходских муллах. Они вели учет всех родившихся, вступивших в брак, развед­шихся и умерших по своему приходу. Запи­си в метриках велись на старо — татарской графике, в основе которой лежала арабская письменность. Если вы не владеете знаниями в области прочтения таких руко­писных документов, то тогда вам придется обращаться за помощью к специалисту.

В метриках, в «Списке вступивших в брак» могла стоять семейная родовая тамга, знак жениха и отца невесты. У мусульман никах обыч­но читался в махалле невесты, у право­славных, наоборот — в населен­ном пункте жениха. Указывался возраст жениха и невесты на момент вступления в брак, имена их родителей или опекунов, имена двух сви­детелей, имама мечети, совершившего обряд бракосочетания, а также размер махра (свадебного подарка) со стороны жениха невесте.

 

Сказка для уплаты податей

Ревизские сказки — именные списки населения Российской империи XVIII — XIX вв., охваченного ревизиями (переписями). Их целью было установить наличие того или иного человека, факт его проживания в деревне, заставить платить налоги и подати. Эти списки составлялись довольно точно с минимальными искажениями. С 1718 по 1858 гг. было проведено 10 ревизий. Основная масса ранних ревизских сказок (с первой по седьмую) в настоящее время хранится в Москве в Российском государ­ственном архиве документов и актов (РГАДА), но многое можно найти и в Национальном архиве РТ.

Следует также помнить, что территория Казанской губернии не совпадала с нынешней территорией Республики Татар­стан. Часть районов РТ в прошлом адми­нистративно входили в состав соседних с Казанской Уфимской, Самарской, Симбирской, Вятской губерний. Так, большая часть юго-восточной части современней республики Татарстан входила в состав Уфимской и Самарской губерний. Часть северных районов респуб­лики: Балтасинского, Кукморского, Мамадышского, Елабужского — входили в состав Вятской губернии, а также Менделеевский и Агрызский районы. К Уфимской губернии относились  территории современного Сармановского, Мензелинского, Бавлинского, Актанышского, Менделеев­ского, Азнакаевского и части Альметьевского районов. В Самарскую губернию входили территории современ­ных Черемшанского, Лениногорского, Бав­линского, Муслюмовского, Ютазинского, Бугульминского и часть Альметьевского районов. Южные и юго-западные районы РТ: Буинский, Дрожжановский и часть Тетюшского, Нурлатского и Спасского — входили в состав Симбирской губернии. Так что, если ваши предки из Буинского района, то обращаться за ревизски­ми сказками вам придется в архив города Ульяновска, т.к. основная часть документов (ревизские сказки, некоторая часть метрик) по этому району хранится не в Национальном архиве РТ в Казани, а в областном архиве Ульяновска.

 

Сложности при исследовании

Во время поисков вы можете столкнуться с отсут­ствием запрашиваемых вами документов. Предположим, вы заказали метричес­кую книгу по конкретному населенному пункту и за определенный год, но в архиве её не оказалось. Такое нередко встречается. Метрика за этот год могла не сохраниться по разным причинам. Что делать в таком случае? Главное: не отчаиваться   и   продолжать   поиск.   Мне   пришлось столкнуться с этой проблемой во время выяснения точного года, месяца, числа рождения своего прадеда, который, согласно рассказам моих родственников, родился в 1878 году. Но метрики за этот год по населенному пункту, в котором мой пра­дед родился, не сохранилось.

В таком слу­чае можно искать предка по другому собы­тию. Например, по году его бракосочета­ния. В листе бракосочетания обязательно указывался возраст вступивших в брак, и помимо собственных имен, указывались еще и имена их родителей. Конечно, здесь вам придется просмотреть метрики не за один год, а, может быть, даже за десять и более лет, если вы  не знаете точной датой вступления в брак ваше­го прадеда или прабабушки. В противном случае можно высчитать примерный год вступления в брак по дате рождения пер­венца у этого предка… Работа эта доволь­но кропотливая, требующая терпения, но все же интересная.

История своего народа

Само по себе чрезвычайно интересно прикосновение через столетия к событиям и людям – твоим предкам. Узнать их имена, их родителей, корни. У предков до 8-го колена со стороны отца моей мамы у всех были только мусульманские арабские имена. Самый «древний» из них по имени Абсалям (Абду Салям) должен был родиться в 1730 — 1740 годах. Встречались и такие имена тюркского происхождения как Бикбау, Биккинэ, Ишбулды, Мамкей. У некоторых предков со стороны отца – персидские имена: Ардашир, Башир. Сейчас очень часто встречаются европейские имена: Альберт, Феликс, Эдуард, Марат, Фердинанд, Артур, Роберт.

Хотелось бы попробовать копнуть в историю своих предков глубже – не на 300, а на 400 лет.

 

Хасан Хусаинов