Подлинные знания нельзя добыть в интернете!

imagesВ наше время многие мусульмане, особенно молодые, берут знания об Исламе исключительно из интернета и разных социальных групп – Вконтакте, Вайбера, Whatsapp и других. Многие просто занимаются «перепостом» чьих-то слов и мыслей, не зная, действительно ли тот человек говорил такие слова. В результате такого «требования знаний»  наша молодежь нередко набирается радикальных идей, хариджитских убеждений, отклоняется от прямого пути в Исламе. Выход из этой ситуации лишь один: знания об Исламе нужно получать непосредственно от ученых, от людей, обладающих знаниями, а Интернет и соцсети могут быть лишь вспомогательным средством, но не основным. В противном случае мусульманину нужно хранить молчание.

При простейшем анализе поведения людей в сетях – а это такое место, где люди обычно очень естественны и не стеснительны в самовыражении — совершенно очевидно то, как основной массе этих пользователей далеко «по-барабану» кто, где и как распространяет, получает и использует религиозные знания. Больше всего меня поражает, когда мусульмане рвутся отвечать на религиозные вопросы других пользователей, да так умно, аж с номером хадисов определённого сборника, что, казалось бы, не остаётся сомнений в учёности этого ответчика. Правда, немного смущает часто встречающаяся фраза в конце, типа «…ну, по крайней мере, я это скопировал (-а)/ видел (-а) на таком-то сайте…». А самое интересное, заходя на страницу этого «ученого» ответчика, видишь молодую циферку в   графе возраста — 15-17 лет!!! Удивительно, однако…

Перед началом занятий в медресе одной из мечетей я ходила записывать свою знакомую в группу, и так была тронута большим количеством пришедших для получения исламских знаний людей, что невольно от умиления глаза заблестели от слёз. А сейчас вспомнила, что пришло-то туда именно старшее поколение… А где же вся молодежь исламская? Почему их почти не было на пороге медресе? Они что,  все застряли в параллельном мире под названием «интернет»? Да, они все там и там же обучаются… сами по себе. Их уважаемые учителя — разнообразные сайты и поисковики, отвечающие на их вопросы. А процесс быстрого обучения проводят на месте, отвечая на вопросы других ссылками на тот или иной сайт. И хотя сказано, что «сказать «не знаю» — есть половина знания», почти ни одного случая, когда отвечающий не знал бы ответа. Ответ всегда есть!

А ведь были времена, когда великие ученые Ислама,  несмотря на подлинную   учёность,  порой на  несколько дней погружались в размышления, дабы правильно ответить на, казалось бы, простейший вопрос, заданный им. Эти ученые боялись отвечать, потому что могли ошибиться относительно конкретного случая конкретного человека. Но что говорить о том, когда люди, совершенно не знающие и даже не видевшие никогда друг-друга, сидят в социальных сетях, налево и направо раздавая знания?! Не это ли явное невежество и отклонение от Сунны Пророка (мир ему и благословение)? Зачем копировать ссылки сайтов  — не лучше ли копировать хотя бы адреса мечетей и медресе, имена или ссылки на их страницы, и пусть уважаемые люди и реальные учреждения дают ответы на заданные вопросы людей.

Неужели так трудно понять, что религиозные знания должны передаваться с глазу на глаз, с души к душе, из уст в уста? Необходимо видеть эмоции, мимику, уловить интонации ученого. Самое главное еще и то, что ученый вместе со знаниями передает и воспитание. Это вдохновит учеников быть похожими на учителя. Они смогут увидеть мудрость и величие обладателя знаний.

Сайты и книги никогда не сравнятся с живым преподаванием и с гибким разъяснением наставников. Разве заполняются наши души благодатью от знаний и процесса их получения, когда мы сидим перед компьютером? Духовные знания — это нур Аллаха, а не просто сухие данные, информация в буквах или ссылка на источник. Знания не принесут пользы, если мусульманин не соблюдает правила приличия в приобретении знаний (манхадж). Если мусульмане и дальше не станут относиться серьезно к адабу его получения, то недалек тот день, когда оно уйдёт, исчезнет со страниц, так и не закрепившись в наших сердцах.

Мир непрестанно будет меняться, и будут появляться всё новые и новые методы передачи информации. Будет изменяться качество и образ жизни людей. Но есть вещи, которые не должны меняться, а должны бережно блюстись из века в век. Это духовные ценности, и как они неизменны, всегда актуальны в жизни человечества, так же актуальными должны оставаться и способы их передачи.