Правило Ислама: «Основа в мирском – дозволенность (халяль), а в религии – запретность (харам)»

Вопрос: Ассаляму аляйкум. Неоднократно слышал и читал такое правило: «В основе мирских дел всё разрешено, кроме того, на что пришёл запрет, а в вопросах поклонения – все запрещено, кроме того, на что пришло доказательство». Хотелось бы узнать, на каком аяте или хадисе основано это правило? Кто из учёных (желательно из ранних) сказал такие слова или подобные?

Ответ: Уа алейкум салам.

Основа в религиозных обрядах – то, что совершение любого деяния, на которое нет довода из Корана и достоверных хадисов, является запретным. Это правило основывается на известный хадис, который передала Аиша, что посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Кто внесет в нашу религию то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» А в другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой в нем является дозволенность, и все мирское остается дозволенным для людей до тех пор, пока не появится довод из Корана и хадисов, указывающий на его запретность. Всевышний сказал: «Аллах – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (аль-Бакара 2: 29).

Имам аш-Шаукани писал: «В этом аяте содержится доказательство на то, что все сотворенное в своей основе является дозволенным до тех пор, пока с помощью достоверного довода не будет установлено обратное. Сказанное относится и к мясу животных, о которых рождается вопрос, можно ли их употреблять в пищу или нет, а также ко всем прочим вещам. Слова из этого аята «все, что на земле» являются сильным аргументом в пользу этого» (“Фатхуль-Кадир” 1/98).

От Анаса и ‘Аиши сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если речь идет о вашем вопросе, связанном с мирской жизнью, то вы лучше знаете о нем, но если речь идет о вашей религии, то возвращайте это ко мне!» Ахмад 5/298, Ибн Маджах 1/117, Ибн Хузайма 410. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 767.

Любая вещь, будь это в еде, питье, одежде и так далее, на запрет чего не указали ни Аллах, ни Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, считается дозволенной и никто не имеет права объявлять ее запретной. Поэтому разрешенного много, а запрещенных вещей – мало, причем все запрещенные вещи при внимательном наблюдении оказываются запрещены не просто так, но они либо приносят вред человеку, либо ведут к несправедливости между людьми и каким-либо пагубным последствиям.

Шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди в своем толковании Корана пишет:

«Основой в обрядах поклонения является запрещенность (харам), поэтому ничто не может быть объявлено как обряд поклонения, кроме того, что было узаконено Аллахом и Его посланником. Основой же в бытовых вопросах является дозволенность (халяль), поэтому ничто из этого не может считаться запрещенным, кроме того, что запретил Аллах и Его посланник. Это правило содержит в себе две великие основы, на которые не единожды указывают Коран и Сунна!

Относительно первой основы в пример можно привести следующие слова Всевышнего: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (Сура «аш-Шура», 21).

Относительно же второй основы в пример можно привести аят: «Он — Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (Сура «аль-Бакара», 29). То есть, чтобы мы использовали все вещи, которые заключают в себе хоть какую-то пользу, кроме тех, относительно которых существует довод из Корана и хадисов, запрещающий их.

Поэтому тот, кто объявляет нечто обязательным или желательным, относительно чего нет указаний ни в Коране, ни в Сунне, вводит нововведение (бид’а) в религию, которое не дозволил Аллах, и подобное поклонение не принимается от совершившего его.

Что же касается всех бытовых вопросов, как пищи, напитков, одежды, повседневных деяний, взаимоотношений между людьми, профессий и ремесел, то в их основу положен принцип полной дозволенности. Поэтому тот, кто запретит что-либо из этого, относительно чего нет запрета ни в Коране, ни в Сунне, также становится приверженцем нововведений. В Коране осуждаются многобожники, запретившие себе некоторые виды скота, которые дозволил Аллах и Его посланник. Однако следует отметить, что вредные и скверные вещи и поступки, относящиеся к категории бытовых, являются запретными, что подробно разъяснено в Коране и Сунне. И тот, кто внимательно исследует сущность подобных вещей, найдет, что они содержат в себе различные виды вреда и пагубных последствий».