Предопределение Аллаха

Эта работа посвящена важнейшему вопросу, который касается всех мусульман, – предопределению Аллаха. Люди очень часто задают вопросы по этому поводу, впадают в сомнения, заблуждаются и лишь изредка придерживаются правильных убеждений. Кроме того, ошибочные воззрения распространились до такой степени, что грешники стали оправдывать свои грехи предопределением Аллаха.

Споры относительно предопределения Аллаха издавна беспокоят мусульманскую общину. В хадисе сказано, что когда сподвижники Пророка спорили о предопределении, он вышел к ним и запретил им это. Он сообщил, что именно это препирательство погубило тех, кто был до них.

Из-за разногласий в вопросе предопределения мусульманская община разделилась на три группы:

К первой относятся те, кто проявил чрезмерность, утверждая предопределение и отвергая существование у человека воли и способности выбирать между добром и злом. Они говорят: «У нас нет ни воли, ни способности выбирать. Человек принуждён совершать творимые им дела, подобно перу, летящему туда, куда дует ветер».

Ко второй относятся те, кто попал в другую крайность – они отрицают предопределение и знание Аллаха о будущем и поэтому считают, что человек не зависит от воли Аллаха. Некоторая группа этих людей зашла так далеко, что они начали утверждать, что Аллах узнаёт о творимых человеком деяниях только после того, как человек совершил их.

В третью группу входят те, которые уверовали, и Аллах поставил их в этом вопросе на путь середины. Они справедливо утверждают, что Аллаху известно будущее, Он всё предопределил, но у человека есть воля, руководствуясь которой он решает, совершать ли ему добрые поступки или злые.

Первые две группы – это последователи различных сект, а третью группу представляют собой праведные мусульмане.

Те, кто отрицает волю Аллаха, в действительности отрицают один из присущих Аллаху атрибутов господства. Ни одна вещь и ни одно явление не происходят без соизволения Великого и Благословенного Аллаха, и только Аллах является Творцом всякой вещи. Он предопределяет всё.

Утверждения этих людей противоречат также и здравому смыслу. Ведь все творения целиком принадлежат Великому и Могучему Аллаху. Ему подвластны их тела, души и качества, и в этом вопросе нет разницы между духовным и материальным. Поэтому всякая вещь принадлежит Аллаху, и невозможно, чтобы во владениях Всевышнего и Благословенного Господа происходило что-либо против Его воли. Но остаётся открытым вопрос: если всё упирается в волю Аллаха, и власть целиком принадлежит Ему, то в чём тогда проявляется роль человека и его возможности, ведь Всевышний Аллах уже предписал кому-то, что он попадёт в заблуждение и не пойдет прямым путем?

Отвечая на этот вопрос, мы говорим, что Всевышний и Благословенный Аллах наставляет на прямой путь тех, кто достоин этого, и вводит в заблуждение тех, кто достоин этого. Аллах сказал: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца» (сура «Ряды», аят 5)

В другом месте сказано: «За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца» (сура «Трапеза», аят 13)

Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что причина того, что человек попадает в заблуждение, заключена в самом человеке. Никто из нас не ведает о том, что предопределил нам Господь, и узнаёт об этом только после того, как это произошло. Человек не знает, суждено ли ему быть заблудшим или же Аллах предписал ему идти прямым путем. Зачем же тогда он выбирает для себя путь заблуждения, а затем заявляет, что этого пожелал Всевышний Аллах? Разве не лучше было бы следовать пути истины, чтобы затем сказать, что Всевышний Аллах поставил меня на прямой путь?

Удел человека предопределён, также как и предопределены его праведные и плохие деяния. Отчего же тогда ты обходишь весь мир, различные страны и земли в поисках своего удела в мирской жизни и не творишь благих дел в поисках удела в жизни будущей и благоденствия в райских садах? Поистине, эти две цели схожи и неразделимы. Ты трудишься в поисках заработка, благоустраиваешь свою жизнь и заботишься о своём здоровье, а когда заболеваешь, то обходишь весь мир в поисках опытного врача, способного исцелить тебя. Несмотря на то, что срок твоей жизни предопределен, не увеличится и не укоротится, ты не довольствуешься этим, говоря: «Останусь-ка я дома больным и прикованным к постели, и если Аллах предписал мне продолжить жить, то я буду жить». Напротив, ты спешишь и изо всех сил стараешься найти лучшего врача, чтобы на его руках получить предопределённое Аллахом исцеление. Отчего же тогда ты не прокладываешь свой путь к будущей жизни и благочестию так же, как ты стараешься ради благоденствия на земле.

Из этого нам становится ясно, что человек самостоятельно выбирает, как ему поступать, а не делает это под принуждением. Так же, как в мирских делах он выбирает, какой товар ему приобрести и какую сделку заключить, в делах, касающихся будущей жизни, он выбирает, какое деяние ему совершить. Однако пути, ведущие к успеху или убытку в будущей жизни намного яснее путей мирских, ибо прямой путь и заблуждение разъяснены Всевышним Аллахом в Коране и Его посланником и непременно являются более ясными и более светлыми. Несмотря на это, человек шагает по мирским путям, даже будучи неуверенным в конечном результате, и не трудится ради будущей жизни, тогда как плоды его деятельности известны и гарантированы. Ведь подкреплены они обещанием Аллаха, а Всевышний и Благословенный Аллах не нарушает Своего обещания!

Итак, человек совершает и говорит что-либо по собственной воле, однако его воля подчинена воле Всевышнего Аллаха и имеет место после его соизволения. Также нужно знать, что воля Всевышнего подчинена Его мудрости, ибо одним из имён Аллаха является аль-Хаким ­– Мудрый.

Приверженцы Сунны разделили предопределение Аллаха на четыре стадии:

Первая стадия – знание. Это означает, что человек твердо верует в то, что Аллах ведает о всякой вещи, обо всем, что в небесах и на земле, будь то деяния Самого Господа или Его творений. Ибо ничто в небесах и на земле не может скрыться от Него.

Вторая стадия – предписание. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах написал судьбу всех творений на Хранимой Скрижали.

Об этих двух стадиях Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко» (Сура «Хадж», аят 70)

Аллах вначале упомянул знание, а затем сообщил о том, что оно записано в Писании, то есть в Хранимой Скрижали. Посланник Аллаха сказал: «Первым, что создал Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: “Пиши!” Перо спросило: “О Господь, что мне писать?” И Аллах велел ему записать обо всем, что будет, вплоть до Судного Дня».

Поэтому, когда пророка спросили о творимых нами деяниях, независимы они или предписаны и неизбежны, он ответил, что они предопределены. Тогда его спросили, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение? Он же сказал: «Трудитесь, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан».

Пророк повелел совершать благие дела, ведь и тебе, мой брат, также облегчается путь к тому, для чего ты создан.

Затем Пророк прочел высказывание Всевышнего: «Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (т. е. к праведным деяниям). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (т. е. к злу и наказанию)» (Сура «Ночь», аяты 5-10)

Третья стадия – соизволение. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах пожелал, чтобы всё существующее и отсутствующее как в небесах, так и на земле происходило именно так, и позволил этому произойти. Поэтому всё, что происходит, происходит по воле Аллаха. Это ясно из аятов Священного Корана. Всевышний Аллах сообщил, что по своей воле Он Сам творит некоторые дела и по Его воле совершают деяния Его творения. Всевышний сказал: «…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (Сура «Скручивание», аяты 28-29).

Эти и многие другие аяты говорят о том, что воля Аллаха распространяется и на Его деяния. Поэтому вера в предопределение не будет законченной, пока человек не уверует в волю Аллаха, которая объемлет всё, что есть и чего нет. Если что-либо отсутствует во Вселенной, то Всевышний Аллах непременно пожелал этого, и если что-либо существует, то это также обязательно существует по воле Аллаха, без которой ничего не происходит ни в небесах, ни на земле.

Четвертая стадия – сотворение. Это означает, что мы веруем в то, что Всевышний Аллах является Творцом всякой вещи. Всё, что существует в небесах и на земле, сотворено Аллахом, даже смерть, несмотря на то, что она приносит с собой отсутствие жизни. Всевышний Аллах сказал: «…Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (Сура «Власть», аят 2)

Таким образом, Всевышний и Благословенный Аллах создал всё, что в небесах и на земле. Мы знаем, что все происходящие события созданы Аллахом. Небеса, земля, горы, реки, Солнце, Луна, звезды, ветра, человек, животные являются Его творениями. Качества этих творений, их состояния и перемены также созданы Великим и Могучим Господом. Например, мы говорим, что огонь сжигает, а само горение сотворено Всевышним Аллахом. Поэтому огонь сжигает не сам по себе, а потому, что Аллах наделил его этим качеством. По этой причине, огонь, в который язычники бросили пророка Ибрахима, не спалил его, ибо Аллах повелел ему: «Стань для Ибрахима прохладой и спасением!» (сура «Пророки», аят 69).

Эта способность огня сжигать подобна воле и возможностям человека, ведь огонь тоже разжигается благодаря горючему веществу. Однако в связи с тем, что человек обладает волей, разумом и правом выбора, совершаемое им деяние зависит от него самого, и он несёт ответственность за совершение грехов и заслуживает наказания, ибо сам выбирает, совершить его или избежать.