«Раб Аллаха Умар гарантирует жителям Иерусалима неприкосновенность их жизней, имущества, храмов…»

imagesПророк Мухаммад (мир ему) является для нас лучшим примером во всем, в том числе и во взаимоотношениях с людьми Писания, то есть с христианами и иудеями. В наших религиях есть существенные различия и от них никто не отказывается, но они не могут быть препятствием к мирному сосуществованию, добрососедству и соблюдению прав друг друга.

 

Совместная жизнь мусульманских и христианских народов имеет многовековую историю. На заре ислама арабы-язычники начали гонения на мусульман, и пророк с целью сохранить и так неокрепшую общину велел своим сподвижникам оставить родной город. Местом для переселения он выбрал Эфиопию, где правил христианский король Негус. Справедливый правитель, услышав, как Коран отзывается об Иисусе и его праведной матери Марии, приютил мусульман и обеспечил им безопасную жизнь.

«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» — говорится в Коране. Впоследствии, когда мусульманская община окрепла, и позиция Пророка усилилась, он не забыл права обладателей писания. Это стало основополагающим каноном жизни мусульманской общины Пророка Мухаммада.

Как только он совершил переселение из Мекки в Медину, тут же составил договор с иудейскими племенами, где им были гарантированы такие же права, как права мусульман. Во время жизни в Медине у Пророка (мир ему) были неоднократные контакты с представителями иудаизма и христианства, и во всех случаях он проявлял к ним уважение и соблюдал их права постольку, поскольку они не нарушали союзных договоров и не занимались откровенным вероломством. Даже в случае войн с государствами иноверцев Пророк Мухаммад (мир ему) запрещал разрушать храмы, проливать кровь священников и людей, отстранившихся от мира в своих кельях.

Четыре праведных халифа, последовавшие за Пророком (мир ему), чутко исполняли пророческое завещание. Приведем лишь один пример – отношение к христианам второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Как известно, в 637 году армия мусульман приблизилась к Иерусалиму. Патриархом Иерусалима был Софроний, он был представителем византийского правителя и главой местной христианской Церкви. Многочисленная армия мусульман под командованием Халида ибн аль-Валида и Амра ибн аль-Ааса уже начала окружать город, но Софроний отказался сдаваться, если Умар сам не придет, чтобы принять город.

Услышав об этом условии, Умар ибн аль-Хаттаб выехал из Медины. Он отправился в путь один, верхом на осле и в сопровождении одного слуги. Когда он прибыл в Иерусалим, Софроний приветствовал его, восхищенный тем, что халиф мусульман, на тот момент один из самых влиятельных людей мира, в своем простом платье неотличим от своего слуги.

Умару показали город, в том числе Храм Гроба Господня. Когда подошло время молитвы, Софроний пригласил Умара помолиться в этом храме, но он отказался.

Во всех завоеванных городах мусульмане составляли договор, в котором подробно оговаривали права и привилегии местного населения и мусульман. Так было и в Иерусалиме. Договор подписали Умар и патриарх Софроний, а также несколько мусульманских военачальников. Текст договора гласил:

«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Раб Аллаха Умар, повелитель верующих, гарантирует жителям Иерусалима неприкосновенность их жизней, имущества, храмов, крестов и всего, что относится к  их религии,  — их больным, здоровым и  всей общине. Мусульманам запрещено селиться в их храмах, разрушать их здания, выносить убранство и кресты. Имущество христиан также неприкосновенно, и  мусульмане не имеют права принуждать христиан к принятию ислама или причинять им вред…» (текст этого договора приводит имам ат-Табари в «Тарих ар-русуль ва аль-мулюк»).

Эти примеры явили нам одни из самых великих людей, воспитанных светом Корана. Если кто-то где-то начинает трактовать религию по своему разумению, и, основываясь на своих заблуждениях, начинает сеять раздор и смуту, такой человек разрушает основы религии.

Пророк Мухаммад (мир ему) и праведные халифы, как видим, соблюдали права людей Писания и не притрагивались к их храмам даже в случаях военных конфликтов. Так какая же вера, религия или идеология позволяет покушаться на религиозных деятелей и разрушать храмы, при том в мирное время?

 

Читайте также: