Расточительство недопустимо

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных» (сура А`раф, 7/31)

В этой статье речь пойдет о таком распространенном явлении как расточительство (исраф).

Этимология.

Отглагольное существительное (или масдар) «исраф» образовано от глагола ас-ра-фа и  означает «расточать, тратить без меры; переступать границы (чего-либо); доходить до крайности (в чем-либо». В Коране это слово и производные от него использованы во всех этих значениях.

 

Данное понятие в свете аятов и хадисов.

А) Расточительство.

Если говорить о примерах, то один из них мы уже использовали в начале статьи в качестве эпиграфа. Причем данный аят очень четкий и недвусмысленный: дозволено есть и пить, то есть использовать блага, дарованные нам Аллахом, однако запрещается использовать сверх меры. В отношении тех, кто расточительствует, Всевышний Аллах  обозначает свою неблагосклонность, а неблагосклонность Всемогущего – да убережет нас всех Аллах от этого! – грозит суровым наказанием.

Кстати, у слова исраф есть еще одно значение, кроме тех, что приведены в предыдущем абзаце, и это значение — нецелевое использование. Другими словами, не дозволяется не только тратить блага Всевышнего сверх меры, но также использовать любые ресурсы не по назначению.

Для пущей ясности имеет смысл привести пару простых и понятных примеров для обоих значений. Вот достаточно простой бытовой пример: для совершения малого омовения требуется, скажем, около литра воды (если исходить из того, что в процессе омовения вода должна лишь слегка смачивать органы омовения; в пересчете на литры получается около литра или даже того меньше). Если мы тратим два, три или даже больше литров, то это и будет расточительство, по другому – «исраф».

На эту тему есть достоверный хадис, в котором рассказывается, что некий сподвижник совершает омовение и при этом тратит воды сверх меры. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидев это, делает сподвижнику замечание. Когда сподвижник недоумевает, мол, разве в таком достойном деле как совершение омовения может идти речь о чрезмерности, на что пророк (мир ему и благословение) отвечает: «Даже если будешь стоять на берегу реки, все равно нужно быть экономным».

Ответ пророка (мир ему и благословение) очень важен. Казалось бы, вода в реке и так куда-то там утекает, и вроде в данной ситуации не столь существенно, сколько мы воды потратим во время омовения. Так в чем же суть последней фразы хадиса? Другими словами, суть не в том, сколько у нас имеется тех или иных ресурсов, в любом случае они должны быть использованы умеренно, экономно, уместно, по назначению. Ведь истинным хозяином всех благ и ресурсов является Аллах, а раз так, то только Он решает что, куда, и как можно использовать. Соответственно, стоя даже на берегу реки, мы не должны забывать, что даже чрезмерное обилие ресурсов не дает нам права использовать их сверх меры.

Б) Нецелевое использование. В качестве примера возьмем такой аспект, как время. Итак, мы находимся в нашем тленном материальном мире (по — иному «дунья») с определенной целью, и каждому из нас Аллах отмерил жизненный срок для выполнения поставленных задач. Если говорить еще более конкретно, то мы находимся в этом мире для того, чтобы пройти испытания, предписанные нам Всевышним, и подтвердить то, что являемся служителями Аллаха, поклоняющимися Ему, чтобы в вечном мире обрести спасение или погибель. Конечно, можно сразу возразить, мол, кто же сознательно выбирает погибель, но… Мы пытаемся подобраться к пониманию того, как правильно и целесообразно использовать время, которым Аллах нас наделил. На самом деле Аллах желает для нас спасения и хорошего исхода, но божественная мудрость и справедливость предполагают, что заинтересованная сторона должна приложить необходимые для спасения и благоденствия усилия. Таким образом, если наше времяпровождение не приурочено к решению необходимых и непреложных задач как-то: обеспечение жизнедеятельности (поиск хлеба насущного, а также одежды, крова и других жизненно важных факторов) для себя и тех, за кого мы в ответе, несение нагрузок, предполагаемых нашим статусом (как члена семьи, как члена общины, как жителя города, страны и так далее), а также подготовки к лучшей вечной жизни (выполнение предписаний и воздержание от запрещенного), то тогда наше времяпровождение подпадает под категорию «нецелевое использование». К примеру, если мы болтаем с кем-то ни о чем, то этот как раз тот самый случай. Конечно, перечень категорий, которые можно назвать жизненно важными, необходимыми или вынужденными, далеко не полон, но мне хочется надеяться, что основная идея ясна.

 

Психология исрафа.

Заслуживает внимание природа самого явления исрафа. Казалось бы, что побуждает людей к расточительству? Ведь тратить сверх меры не рационально и не эффективно, и даже… не логично? По всей видимости, мы имеем дело с неким мировоззрением или даже, если так можно выразиться, мироощущением. Исламские ученые говорят, что нафс по своей сути не желает признавать власть и авторитет кого бы то ни было, а желает утвердить свое господство. Таким образом, возникает следующая ситуация: человек, движимый ощущением мнимого господства, относится к ресурсам любого вида как к своему имуществу, которое, как он считает, он может использовать куда угодно и как угодно. В бытовом проявлении ярким проявлением подобного подхода является позиция человека, который тратит много воды в быту и при этом говорит: «я за это заплатил» (имеется в виду счет за воду). На заднем плане проглядывается гипертрофированный нафс, который говорит: ЭТО МОЕ! Очевидно, что данный подход противоречит самому духу Ислама, ведь в Исламе декларируется господство Аллаха, а все остальное и все остальные – это Его имущество и Его рабы. Соответственно, только истинный Хозяин, то есть Аллах, может распоряжаться своим имуществом и хозяйством по — своему усмотрению, а все остальные – не хозяева. Мы с вами не хозяева, мы  пользователи и будем спрошены за то, что и как использовали. Не зря, наверное, в хадисах рассказывается, что в Судный День человек не сойдет с места, пока не отчитается перед Аллахом за то, как провел свою молодость, как заработал и куда потратил свое имущество. Таким образом, исраф — это знак неуважения и непочтения по отношению к Истинному Хозяину и Владыке, тогда как бережливость и экономия — это признак уважения и почтения в отношении Господа. Выходит, исраф — это не только не этично, это еще и признак того, что человек либо не знает, либо не осознает, кто есть Хозяин и каковы последствия подобного незнания и непонимания.

 

Последствия исрафа.

Напоследок хотелось бы обозначить последствия, к которым приводит расточительство и нецелевое использование. Прежде всего, следует отметить, что исраф является греховным деянием, ведь Аллах нам прямо говорит: «Не расточительствуйте», а греховные деяния, как мы знаем, наказуемы. То есть, совершая исраф, мы должны понимать, что будем за это спрошены и, если Аллах не проявит к нам снисхождения, будем наказаны.

Кроме того, как и любое другое греховное деяние, исраф является причиной потери божественной благодати (бараката). Поэтому наличие различных обильных ресурсов еще не гарант благоденствия даже в этом мире, не говоря уже  о вечном. К тому же расточительство порождает алчность и ненасытность, человек разучивается довольствоваться тем, что есть (теряет кана`ат). Неумение довольствоваться тем, что есть, отбивает желание трудиться и жить честным трудом. Человек начинает искать способы получения «легких денег», и на этом пути он готов заложить свою честь, совесть и достоинство. Помимо этого, алчность и неуёмный аппетит очень часто приводят к тому, что цель, к которой движется человек, от него постоянно ускользает. Или же получив желанное, человек быстро теряет к предмету интерес.

Наряду с этим, алчность крайне губительна и для духовности. Алчность и амбиции толкают человека искать людского признания и одобрения. Таким образом, нарушается главный принцип богоугодных деяний – искренность (ихлас). Ведь ихлас — это когда человек поклоняется Аллаху лишь с одной целью: обрести довольствие Всевышнего. А когда человек ищет признания людей,  ихлас теряется, потеря ихласа чревата тем, что человек может не получить вознаграждения за свои деяния. Да убережет нас всех от этого Аллах!