Скажи: «Кто одаряет вас уделом?»

Слова, выведенные в заголовок статьи – это отрывок из аята Корана. Одним из выразительных средств Корана является постановка вопроса, что заставляет задуматься и поразмыслить. Например, в Коране сказано: «Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли?» (Сура Творец, аят 3).

 

Муравей в пустыне, ящерица в скале, рыба в воде – всем им находится пропитание на планете, но от кого оно исходит? В Коране даётся ответ: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Сура Худ, аят 6).

Если человек станет полагать, что обрести удел можно от иного источника, помимо Аллаха, то совершит серьезную ошибку. Давайте посмотрим на слова Всевышнего: «Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом? Но они продолжают ослушаться и убегать» (Сура Власть, аят 21).

Коран чётко и однозначно поясняет, что вся власть, могущество, удел и пропитание дарованы нам Аллахом: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми …» (Сура Нух, аят 10-12).

Поддержание родственных уз – один из важнейших способов укрепления жизненного удела. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто желает увеличения своих средств и продления жизни, следует поддерживать хорошие отношения со своей семьей» (Бухари).

Ключом пропитания  является также  дуа пророка Мусы, мир ему, которым он взывал к Господу от всего сердца и в ожидании помощи от Аллаха: «О Аллах! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (Сура Рассказы, аят 24). И ему было дано облегчение в обретении земных благ.

Одним из самым главных ключей удела является намаз. В Коране сказано: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью» (сура Та-Ха, аят 132).

Упование  на Аллаха – также необходимый ключ удела. В хадисе сказано: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то наделил бы Он вас пропитанием подобно тому, как наделяет птиц: вылетают с утра голодными и возвращаются вечером сытыми» (Ахмад, Тирмизи).

При этом упование не означает отказ от какой-либо деятельности. Наоборот, мусульманин должен стараться изо всех сил и одновременно с этим уповать на помощь Всевышнего. Подтверждением этому являются слова от одного из ранних сподвижников. Однажды он увидел людей, которые бездельничали, и спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Мы – уповающие на Аллаха». Тот сказал им: «Вы лжёте. Уповающие на Аллаха – те, которые сеют зерна, а потом полагаются на Аллаха. Они никогда не сидят без дела, говоря: “Аллах, дай нам”. Поистине, золото и серебро с неба не падают» (приводится у Ибн аль-Джаузи).