Толкование суры «аль-Фатиха»

В предыдущем номере мы рассмотрели толкование пяти первых аятов этой суры. Здесь же – два последних аята из нее.

Шестой аят.

«Веди нас прямым путем!»

Прямой путь, упоминающийся здесь, – это та верная религия, которую примет Всевышний от человека, соблюдавшего ее. Религия названа путем, потому что человек, соблюдающий веру, подобен путнику, который знает, куда он движется, отказывается от ложных дорог и желает идти только по тому пути, который точно приведет его к желанной цели.

Этот аят означает: о Аллах, покажи нам прямой путь, направь на него и помоги следовать им. Этот ясный путь ведет к Аллаху и заканчивается в Раю.

Аят также означает: приведи нас к прямому пути и проведи нас по нему. Первое подразумевает обращение в ислам и отречение от всех других вероисповеданий, а второе – постижение законов ислама и претворение их в жизнь на практике. Именно Всевышний наставляет человека и в первом, и во втором случае. Первое наставление называется «хидайат аль-иршад» – наставление на прямой путь, то есть выведение из неверия, приход того, кто еще не находился на прямом пути, к вере и соблюдению религии. Второе наставление называется «хидайат ат-тауфик» – помощь на прямом пути, то есть помощь в сохранении веры, оберегание от заблуждения, неправильных убеждений и дел, что предназначается тому, кто уже находится в Исламе.

Таким образом, эта молитва является одной из самых полезных, глубоких и всесторонних молитв в Исламе. Аллах обязал людей взывать к Нему этими словами в каждом ракате намаза, потому что каждый человек нуждается в Божьей помощи.

 

Седьмой аят.

«Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших».

К прямому пути, которым доволен Всевышний, относится в первую очередь путь пророков, показавших пример правильных убеждений и действий. Затем – путь правдивых верующих, павших мучеников и праведников, которых облагодетельствовал Всевышний Аллах. Это – не путь тех, что попали под Его гнев, потому что узрели истину, но отвернулись от нее. И это – не путь заблудших, которые отвернулись от истины по причине своего невежества и заблуждения.

Несмотря на свою лаконичность, эта сура содержит в себе всю суть учения Ислама. Так, прежде всего, в ней отражены три составляющие единобожия – это господство Аллаха, Его божественность, а также обладание идеальными именами и качествами.

Вера в господство одного Аллаха сформулирована в словах «Господу миров». Вера в то, что только Аллах достоин поклонения, выражается в словах «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». А вера в то, что только Аллах обладает идеальными именами и совершенными качествами, сформулирована в таких именах как «Милостивый, Милосердный». Отметим, что эта составляющая единобожия подразумевает веру во все имена и качества Всевышнего Аллаха, которыми Он сам описал Себя и которыми Его описал Пророк Мухаммад. При этом божественные качества нельзя лишать их истинного смысла и уподоблять качествам творений.

В этой суре также содержится доказательство истинности пророческой миссии Мухаммада, которое выражено в словах «Веди нас прямым путем». Поистине, это было бы невозможно, если бы не было пророческого послания.

В словах «Властелину Дня воздаяния» содержится указание на то, что люди непременно получат воздаяние за содеянное. Это воздаяние будет справедливым, потому что слово «дин» («воздаяние») подразумевает именно справедливое возмездие.

Наряду с этим в этой суре содержится призыв к искреннему служению Всевышнему Аллаху и обращению за помощью только к Нему. В этом состоит смысл слов «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». Хвала же надлежит Аллаху, Господу миров!