Величайшее из назначений Корана: «И пусть они знают, что Он – Единственный Бог»

Как часто мы забываем о том, для чего Коран был ниспослан. В наше время среди мусульман стало традицией хранить дома экземпляр Корана на почетном месте, хотя его, к сожалению, очень редко открывают и берут в руки для того, чтобы читать. Но гораздо опаснее, когда люди забывают учение Корана, то, к чему он призывает и для чего был ниспослан.В Коране же Всевышний сказал: «Это Писание – послание к человечеству. Пусть их предостерегают им, и пусть они знают, что Он – Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом» (Сура «Ибрахим», 14:52).

В этом аяте Всевышний перечислил три цели ниспослания Корана. Во-первых, это предостеречь людей. Во-вторых – научить людей тому, что только Всевышний – Единственный, Кому нужно поклоняться, Кого нужно обожествлять и боготворить. В-третьих, Коран – это напоминание обладающим разумом.

Остановимся на одной из этих целей – разъяснении Единобожия, узнать о котором призвал нас Всевышний в предыдущем аяте.

Действительно, мы обнаружим, что очень много аятов Корана говорят о необходимости поклонения Одному лишь Творцу…

Чтобы люди не обожествляли никого и ничего, кроме Него…

Не обращались с молитвами ни к кому и ни к чему, кроме Всевышнего...

Не уповали ни на кого, кроме как на Него…

Не искали приближения с надеждой, страхом и возвеличиванием ни к кому и ни к чему, кроме Него...

О главной цели ниспослания Корана – призыву людей поклоняться только Всевышнему Богу, сотворившему землю, небеса и весь наш мир, – сказано и в следующем аяте: «Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим, дабы не поклонялись вы никому, кроме Него» (Сура  «Худ», 11:2).

Всевышний сотворил все сущее не просто так, не ради забавы; Его творения служат подтверждением того, что Всевышний обладает всеми правами (и как мы сегодня сказали бы – исключительным правом) быть Богом, то есть тем, кого обожествляют и к кому обращаются с поклонением. Это разъясняется во многих аятах. Например: «Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют».

А также в другом месте: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Пресвят Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона».

Эти и другие подобные аяты подтверждают следующую истину: отличие того, кто достоин поклонения, от тех, кто не достоин поклонения – это способность творить, создавать из небытия. Кто, кроме Всевышнего, способен на такое? Тот же, кто не может сотворить, не должен становиться обожаемым, обожествляемым объектом человеческого поклонения. О других объектах поклонения известно, что они ничего не сотворили и поэтому о них сказано в Коране только в форме порицания: «Скажи: “Видели ли вы тех, к кому взываете помимо Аллаха? Покажите мне, какую часть земли они сотворили? Или же они совладельцы небес? Принесите мне Писание, предшествовавшее этому, или хоть какой-то след знания, если вы говорите правду”».

Из этого следует, что тот, кто не был творцом какой-либо части земли (то есть не сотворил ничего из существующего) и не является совладельцем небес, тот не достоин поклонения ни в коем случае. Это разъясняется, помимо других аятов, и в словах Всевышнего: «Скажи: “Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом”. Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников» (Сура  «Саба», 34:22).

Стоит отметить, что в этом аяте рассмотрены возможные контраргументы противоположной стороны. Сначала Всевышний велел призвать тех, кого некоторые люди считают богами. Но могут ли эти боги ответить? Нет. Тогда предлагается посмотреть,  заслуживают ли они того поклонения, с которым к ним обращаются люди. Может быть, они самостоятельно владеют чем-то на небесах? То есть, может быть, они могут создать небесные объекты, части космоса и т.д.? Нет, они не владеют ничем и не могут ничего создать. Тогда, может быть, они совладельцы вместе со Всевышним? Нет, Всевышний отрицает, что некие людские «боги» являются совладельцами вместе с Ним. Тогда остается последнее – может быть, они хотя бы являются помощниками Бога? Но Всевышний ясно говорит: «…и нет у Него среди них помощников». Тогда резонным становится задать вопрос:  а зачем тогда нужно поклоняться им, другим богам? Зачем молиться на них, если они все равно не ответят? Зачем взывать к ним, если они не слышат? Зачем стремиться угождать им, если они этого не оценят? Теряется смысл поклонения кому-то, кроме настоящего Бога, ведь только Он может услышать, ответить, оценить, помочь, заступиться…

Поэтому мусульмане говорят: нет смысла обожествлять кого-то или что-то и посвящать ему свое поклонение, молитву, добрые намерения, ведь только Всевышний заслуживает и, как было сказано, обладает исключительным правом быть Богом – Тем, кому люди могут поклоняться. Именно такой смысл заключен в главной формуле Ислама – свидетельстве «Нет бога, кроме Аллаха»: ни один объект этого мира не заслуживает поклонения, того, чтобы быть обожествляемым, кроме Всевышнего. Ошибаются те, кто понял из этой формулы, что мусульмане якобы отрицают наличие других богов. Нет, это было бы нелепицей, ведь богов  множество, и объектов, которым люди посвящают свое поклонение, – огромное количество. Мусульмане же говорят, что эти «другие боги» не заслуживают поклонения и не должны были обожествляться.

Во времена пророка Ибрахима его соплеменники поклонялись звездам, Солнцу и Луне, а также их образам, изготовленным самими людьми. При пророке Нухе – истуканам, изображающим предков. Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) – идолам, которые опять-таки символизировали либо силы природы, либо умерших праведников. Мусульманам же было завещано строго хранить Единобожие и не возвращаться к поклонению кому-то помимо Всевышнего. Поэтому Ислам запрещает культ святых, излишнее возвеличивание умерших праведников, создание их образов и памятников, испрашивание защиты у природных явлений, благословения – в подвязывании бантов на «святых» деревьях и в «священных» местах, подтверждение суеверий и доверие предсказателям, а также много чего еще… Причина этого ясна: все это – творения, а не Творец.

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх