Всё о закяте в одной статье

sakyatКогда и в каком объеме выплачивается закят?

Закятом облагается золото и серебро, денежные средства и товар, а также мёд, различные злаковые культуры и некоторые виды домашнего скота.

Если говорить о злаковых культурах (гречка, пшеница, рис), то с собранного урожая необходимо отдавать 1/10 для нуждающихся. В сунне пророка Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям) выплата 1/10 части урожая принято называть «гушр». Правда, не во всех случаях надо платить 1/10 часть. Так, например, если полив производится искусственным путем, то в качестве милостыни отдается лишь 1/20 часть, если же злаки поливались естественным образом (дождем), то 1/10.

Что касается золота, то пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) определил необходимое количество золота для выплаты закята в 20 мискалий, что соответствует 85-ти граммам золота. Закят с 85 грамм золота и более выплачивается в размере 2,5 процентов от его стоимости. Необходимость выплачивать денежные средства с серебра возникает, если у вас есть 600 граммов серебра и более. Тогда надо выплатить 2,5 процента от имеющегося количества.

Если человек занимается коммерческой деятельностью, то закят нужно выплачивать с товаров, приготовленных для продажи. В этом случае нужно оценить продаваемые товары по продажной цене (речь идёт о товаре в нормальном состоянии, тогда как бракованные, испорченные и прочие непродающиеся товары учитывать не нужно). Закят с них приравнен к закяту с золотых и серебряных ценностей ­– это 2,5% от общей суммы.

Также закят выплачивается с крупнорогатого и мелкорогатого скота. Например, если у вас есть 30 голов коров или быков, которые больше полугода паслись, и в течение всего этого времени их количество не уменьшалось, то закят выплачивается в виде одной годовалой телки. Закят также берется с мелкорогатого скота: коз и баранов. Здесь необходимый минимум – 40 голов. Из 40 баранов один баран отдается в качестве закята или можно выплатить деньгами по стоимости одного барана.

С гусей, индюков и лошадей закят платить не нужно. За исключением того, если лошадей разводят для продажи. В этом случае их следует рассматривать как товарный запас, приготовленный для продажи, и выплачивать закят в виде 2,5% от их стоимости.

Ну, и вид закята, который касается многих из нас – это закят с денег. Если у человека дома или на расчетном счете в течение года лежат денежные средства, которые он не потратил и не использовал, то из них выплачивается закят в виде 2,5% от общей суммы. Речь идёт именно о накоплениях, а не о том, сколько человек получает и расходует. Бывает так, что один человек зарабатывает каждый месяц по 30 тысяч, но все эти деньги он расходует на свою семью, на жильё, питание и другие повседневные нужды, так что для накоплений у него ничего не остаётся – такому человеку нет из чего выплачивать закят. Другой же человек может зарабатывать меньше, скажем, 20 тысяч, но расходы у него невелики, так что ежемесячно он откладывает по 5 тысяч рублей в свою «копилку». Такой человек пусть оценит, сколько он накопил в течение года, и с имеющейся суммы отдаст закят в виде 2,5%, и направит эту милостыню на те направления, которые установил Всевышний Аллах для распределения закята.

Всё остальное, чем человек пользуется в личных целях – машина, квартира, одежда и прочие вещи – к закяту отношения не имеют и с них ничего рассчитывать не нужно.

 

На какие цели можно направить закят:

Всевышний Аллах в суре «Тауба» (9-ая сура, аят 60) перечисляет категории людей, среди которых распределяется закят: «Милостыня предназначена лишь для бедных и для нуждающихся, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят привлечь к исламу, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах — знающий, мудрый»

 

1. Бедные – это те, кто не имеет возможности зарабатывать на жизнь.

2. Нуждающиеся – те, кто имеет лишь минимум средств на существование.

3. Тем, кто занимается сбором и распределением закята (решение об этом принимает община мусульман вместе с имамом).

4. Новообращенным мусульманам, тем, кто близок к вере или еще слаб в религиозности.

5. Для выкупа и освобождения рабов (в современных условиях это положение приостановлено).

6. Должникам для освобождения от долговой зависимости, вызванной давлением обстоятельств: природные стихии, аварии, болезни и тому подобное.

7. Мусульманам, находящимся на пути Аллаха. К этому пункту есть множество комментариев, так что нужно уточнять подробнее в мечети вашей местности.

8. Путникам, которые испытывают трудности на чужбине и нуждаются в помощи для возвращения на родину.

 

Нисаб – по золоту или по серебру?

Что такое нисаб, многим, наверняка, известно – это минимальное количество имущество, с которого требуется выплачивать закят. Если у человека нет даже этого минимума, то с меньшего количества имущества он закят не должен платить. Например, закят со скота нужно платить тому, у кого есть не менее 30 коров или не менее 40 овец. А какая сумма считается минимумом для денег?

 

Бумажные и электронные деньги появились лишь в нашу эпоху, тогда как в прежние времена (на заре Ислама) для расчётов пользовались золотыми и серебряными деньгами. Со времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) закят выплачивался как с золота, так и с серебра, и потому нам доподлинно известны минимумы того и другого. Нисаб золота в современных мерах составляет 85 граммов, а нисаб серебра – примерно 600 граммов. Осталось узнать современную стоимость каждого драгметалла и тогда будет известна величина нисаба в стоимостном выражении.

По данным Центробанка России, 1 грамм золота стоит 1 400 рублей и выше, тогда как 1 грамм серебра стоит около 24 рублей. Нисаб по золоту получается около 120 тысяч рублей, а по серебру намного меньше – 14 с половиной тысяч рублей. Разница довольно существенна, так как же быть? По одному мнению, поскольку серебро потеряло свою прежнюю стоимость, то нужно принять нисаб по золоту и считать его минимумом денежных накоплений, владея которым человек становится обязанным платить закят. Однако второе мнение заслуживает особого внимания, оно гласит, что нужно ориентироваться на тот нисаб, который меньше, потому что «так будет лучше нуждающимся» (по-арабски: «ахаззу лиль-мискин»). Действительно, закят ведь предписан в Исламе для пользы бедным и нуждающимся людям, и тот нисаб, что меньше, будет лучше для них. И потому в фетвах многих современных учёных можно найти, что в качестве нисаба нужно брать нисаб по серебру, какой бы малой ни получалась его величина. Так что если человек накопил 14 с половиной тысяч рублей и в течение года не потратил эту сумму (то есть и год назад у него было накоплено не меньше этой суммы, и в этом году у него эта же сумма есть), то он уже должен отдать часть своих денег на те цели, на которые раздаётся закят.

Много ли придётся отдать в качестве закята? Пусть никого не пугает эта величина, ведь на закят отдаётся лишь 2,5% от общей суммы. Это значит, что если ваши накопления за год составляют, скажем, 20 000 рублей, то 2,5% с этой суммы получится ни много ни мало – 500 рублей. С накоплений в 40 тысяч закят будет 1 тысячу рублей. Неужели мусульманин «испугается» поделиться такой суммой со своими более нуждающимися единоверцами? Наверняка, многие мусульмане в течение года помогают окружающим людям и гораздо большими суммами, ведь взаимопомощь, поддержка в трудную минуту – эти качества всегда проявляются в верующих людях. Закят же – это такая же помощь и поддержка нуждающимся, но выполненная с намерением, что ты исполняешь требование Всевышнего, сказанное в Коране: «Совершайте намаз и выплачивайте закят» (сура «Корова», аят 43), причём подобное повеление повторяется в Коране более тридцати раз.

Эти доводы и позволяют нам говорить, что необходимо ориентироваться на тот нисаб, что лучше для нуждающихся, а именно – нисаб по серебру, что в современном исчислении равняется примерно 14 500 рублей.

 

Что сказано в Коране о закяте

 

Закят является одним из главных столпов Ислама, на что многократно указывается в Коране и хадисах Пророка Мухаммада. Всевышний Аллах говорит: «Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их» (сура «Тауба», аят 103). Из этого аята становится ясен духовный смысл закята: пожертвование смывает грехи, очищает имущество и приносит баракят в то, чем человек владеет.

 

Также о закяте в Коране сказано: «Всё, что вы пожертвуете [на милостыню], Аллах возместит вам, ведь Он – лучший из тех, кто дарует пропитание» (сура «Саба», аят 39); «Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает» (сура «Корова», аят 261).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ислам строится на пяти столпах: свидетельстве, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник; совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяце Рамадан» (Аль-Бухари, Муслим и другие).

В большом количестве аятов священного Корана Всевышний Аллах упоминает выплату закята сразу за повелением совершать молитву. А Абу Бакр ас-Сиддик – первый правитель Халифата – говорил: «Клянусь Аллахом, я буду воевать с теми, кто разделяет молитву и закят…» (Аль-Бухари, Муслим).

Несмотря на известные и не оставляющие никакого сомнения в статусе закята тексты шариата, многие мусульмане не придают ему должного значения. Они полагают, что выплата закята – это прерогатива каких-то особенных мусульман, добровольный акт их великодушия. На самом деле, мусульманин, не выплачивающий закят, нарушает закон Всевышнего Аллаха. Закятная доля в имуществе мусульманина ему не принадлежит. Она принадлежит другим людям по праву, которое установлено законом Всевышнего Аллаха.

 

Достоинство выплаты закята

О достоинстве выплаты закята можно судить уже по тому, что Всевышний Аллах упоминает её сразу после повеления совершения молитвы, как об этом уже было сказано. Аллах говорит: «Совершайте намаз и выплачивайте закят. Всё то доброе, что вы предварите для себя, вы найдёте у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (сура «Корова», аят 110, см. пер.). Также известно, что закят является третьим из пяти столпов ислама, хадис о которых был упомянут выше. А обязательное пожертвование является более предпочтительным, чем все остальные, как на это указывает хадис кудсий, в котором говорится, что более всего Аллах любит, когда Его рабы приближаются к Нему тем, что является для них обязательным (Аль-Бухари).

Как-то один человек попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай». На что посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи» (Аль-Бухари, Муслим).

 

Тяжесть неуплаты закята

В Коране сказано: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро, и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”» (сура «Покаяние», аяты 34 – 35).

От Ибн Аббаса передаётся, что под накоплением, о котором идёт речь в этих аятах, имеется в виду имущество, с которого не выплачивается закят. Если же закят выплачивается, то такое имущество не подпадает под смысл приведённых аятов.

Аллах также сказал: «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обёрнуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Семейство Имрана», аят 180, см. пер.).

 

Мудрость предписания закята

Данной теме посвящены отдельные книги и экономические исследования. Мы же приведём наиболее важные пункты, связанные с мудростью предписания закята:

1. Закят воспитывает человека, делая его менее привязанным к имуществу и менее зависимым от него. Добровольная и в то же время предписанная «регулярная щедрость» облагораживает мусульманина, лечит его от скупости и меркантильности.

2. Закят поддерживает доброту в обществе, устанавливая тёплые взаимоотношения между его членами и решая проблемы нуждающихся. Люди по своей природе любят тех, кто делает им добро.

3. Закят может помочь удержаться от преступных помыслов тем, кто не способен обеспечить полноценное (на минимальном уровне) существование для себя и своей семьи. Закят помогает таким людям не впадать в отчаяние, сориентироваться, найти поддержку.

4. Закят побуждает использовать своё имущество. От посланника Аллаха (мир ему и благословение) передаются следующие слова: «Пусть опекун сироты, обладающего имуществом, вкладывает его в торговлю (или инвестирует), а не ждёт, пока его имущество «поглотит» закят». Похожие сообщения с достоверными иснадами приводятся от сподвижников, в частности от второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба (Аль-Байхаки (4/107); Малик, «Аль-Муватта» (1/251); Аш-Шафии, «Аль-Умм» (2/23,24)).

5. Ну, и самое главное – закят это помощь. Помощь бедным и нуждающимся, путникам и должникам…

 

Заключение

Возрождение закята в общинах мусульман – это, во-первых, возврат к третьему из пяти столпов, на которых основана религия Аллаха. Во-вторых, это выполнение веления Аллаха отдавать закят. И в-третьих, закят – это наша, мусульманская деятельность, направленная на поддержку тех, кто нуждается в помощи. И да поможет нам Аллах!

 

 

Почему о закяте говорим в месяц Рамадан?

– Закят – это один из пяти столпов Ислама. Как известно, Ислам стоит на пяти столпах: свидетельстве, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник; совершении намаза, выплате закята, соблюдении поста в месяце Рамадан и совершении хаджа.

– Выделять закят в Рамадане повелось ещё со времён самых ранних мусульман – сподвижников. Халиф Усман сказал: «Наступил Рамадан – месяц вашего закята».

– В месяц Рамадан добрые дела вознаграждаются многократно.

– В конце Рамадана предписано раздавать милостыню – фитр-садака.

 

Желающим узнать больше о закяте

а также о том, кто в Ижевске нуждается в материальной поддержке, взять шефство над одним человеком из числа нуждающихся или над целой семьёй, передать свои средства на цели закята в Комитет по закяту

Можно обратившись по телефону к Ильяс-хазрату  8 912 442-22-66

Или обращайтесь в мечети г.Ижевска:

ул.Азина, 238……74-29-10

ул.Петрова, 53……90-56-62

ул.К.Маркса……78-47-05