История мечети деревни Падера Балезинского района

Деревня Падера  - одно из крупных татарских селений на Севере Удмуртии, была основана между переписями населения 1782 и 1795 годов выходцами из д. Кестым. Первоначально в государственных документах она значилась как «починок Юндинский над речкой Падера». А причиной основания починка была нехватка пашенных земель и иных угодий в Кестыме. В 1795 году в починке проживали всего 14 человек.

До конца XIX века жители деревни входили в махаллю Кестымской мечети. По некоторым сведениям, в деревне имелся молельный дом. Неуказным имамом с 1860 года был Файзуллин Исмагиль бине Гисматулла. В 1886 году его заменяет Нурмухамедов Мухамметгариф бине Нурмухаммед (родился в 1864 году в д. Малый Булгаир Казанской губернии. Учился в знаменитом медресе Марджания в г. Казань. Скончался в 1932 году).

В 1891 году в Падере образуется самостоятельная махалля, куда кроме падеринцев также вошли жители починков Ахмади и Бектыш. (В 1910 году в Ахмади  была построена соборная мечеть с образованием самостоятельной махалли, а в Бектыше была лишь пятивременная мечеть).

6 сентября постановлением Вятского губернского правления дается разрешение на строительство новой деревянной мечети в деревне. А 17 сентября 1891 года жители Падеры  подают прошение в Губернское Правление об утверждении проекта мечети. Доверенным лицом выступает Касимов Гайнулла Габдулмазитович. 25 сентября того же года данный проект был рассмотрен и одобрен Строительным отделением Губернского правления. После утверждения губернатором, 8 октября того же года проект был возвращен доверенному лицу прихожан Гайнулле Касимову для начала строительных работ. В 1892 году мечеть была построена и начала действовать как соборная.

На чьи средства производилась стройка, сведений в архивных документах не сохранилось. В справке, предоставленной  в 1978 году  секретарем исполкома Балезинского райсовета на запрос уполномоченного Совета по делам религий по Удмуртской АССР, указано: исполнительный орган Падеринской мечети сообщает, что мечеть построена на средства Касимова Гарифа Закировича (конец цитаты). Современные же прихожане мечети меценатом строительства считают торговца из д. Кестым Касимова Гусмана хаджи бине Рамазан.

11 февраля 1894 года имам-хататыбом утверждается Мухамметгариф Нурмухамедов.

В 1899 году в махалле числилось 319 душ мужского пола и 313 лиц женского пола. А в  1905 году  - соответственно 364 и 373 человек.

В 1896 году с разрешения Оренбургского магометанского духовного собрания (Уфимский муфтият) в деревне открывается начальная школа, для которой на средства прихожан строится отдельное здание. В 1910 году под руководством Нурмухамедова в ней в трех классах учились 45 мальчиков. Ведется преподавание русского языка и арифметики. А в доме муллы обучаются 40 девочек. Нурмухамедов прослужил имамом до 1930 года.

Несмотря на гонения и репрессии 1930-ых годов, падеринцы не дали властям закрыть мечеть. Она – одна из немногих мечетей, не закрывавшихся со дня основания до современности ни на один день. Падеринская мечеть еще примечательна тем, что в ней всегда служили официальные имамы. Даже в страшные годы преследования священников нашлись люди, не побоявшиеся возглавить Падеринскую махаллю.  В 1930 – 1936 годы имамом был Касимов Шарафутдин Габбасович.

В 1936 году в деревню приезжает из Дагестана бывший имам Кестымской мечети Ахмедов Шаехахмед Шаехбабаевич. Но в 1937 году его ложно обвиняют в спекуляции и арестовывают, в 1938 году он погибает в Глазовской тюрьме.

В 1938-1945 годы мечетью руководил Касимов Ахматулла Муталлапович. После него имамом стал Файзуллин Саляхутдин Исмагилович, прослуживший до 1948 года. Его заменил бывший мулла г. Можги Шаехсаттаров Шаехгаттар Шаехсаттарович, за свою веру и служение Исламу отсидевший в тюрьме.

В 1956 году в деревню по приглашению сельчан приехал муллой бывший имам третьей Кестымской соборной мечети Чачаков (к тому времени фамилию поменял на Тагирова) Мухаммедхади Мухаммедтагирович, скрывавшийся от репрессий в Дагестане. На этой должности он проработал до 1978 года, пока не переехал жить к дочери в Ижевск. Нужно отдать должное Мухаммедхади Мухаммедтагировичу. С дозволения Всевышнего, а затем благодаря этому человеку мечеть не была закрыта. Местные власти не раз пытались сделать это. Но Мухаммедхади хазрат с ними разговаривал на их же языке, каждый раз напоминая, что в СССР религия отделена от государства, что существует закон о свободе совести, поэтому придирки властей к мечети – нарушение Конституции. Мухаммедхади хазрат имел высшее религиозное образование (в молодости учился в Тюнтерском медресе, несколько лет учился в Мекке, знал наизусть весь Коран), выписывал множество советских журналов и газет, был в курсе всех политических и экономических событий в стране и в мире. Свои проповеди всегда научно обосновывал, связывал с реалиями современности. В годы его работы махалля жила полнокровной жизнью: по пятницам в мечети собиралось до 20 человек и более, по праздникам около 100 человек, что по тем временам было достаточно много. В 1960-ые годы мечети принадлежал жилой дом – купили у  Сельсовета за 150 рублей, и  передали под жилье имаму. Республиканские власти, узнав об этом, дали выговор Сельсовету. Но время уже было упущено. В 1972 году крышу мечети покрыли шифером – хазрат добился разрешения от уполномоченного Совета по делам религии по УАССР.

В 1978-1989 годы указным имамом служил Касимов Загидулла Мухамедзянович. В 1989-1995 годы эту должность исполнял Касимов Нытфулла Сагидуллович (родился в Падере в 1916 году. В 1938-1941 годах был председателем колхоза «Первое Мая» в деревне. В 1941 году был курсантом Уфимского пехотного училища. В 1942-1945 годы участвовал в Вликой отечественной войне. Имел офицерское звание. Трижды был ранен. В 1946 году приехал в родную деревню и снова возглавил колхоз. С 1950 года был заведующим плодово-ягодного питомника колхоза).

В 1995- 2007 годы имамом мечети был житель деревни Бектыш Тютин Габдульахат Мукминович (родился в д. Бектыш Балезинского района в 1932 году. До выхода на заслуженный отдых проработал механизатором в колхозе «Первое Мая». Награжден Орденом Красного знамени. Скончался 1 февраля 2011 года). В июне 2001 года была зарегистрирована Местная мусульманская религиозная организация махалля д. Падера.

С октября 2007 года имамом является Энтентеев Риза Ахунзянович.

Деревянное здание мечети несколько раз было отремонтировано. Однако ничто не вечно. Сгнили нижние ряды бревен, перекосился минарет. И на очередном собрании прихожан было принято решение начать строительство новой мечети. В 2000 году рядом с действующей мечетью был заложен фундамент для нового здания. Руководил закладкой фундамента Касимов Камил Габдуллович. Однако по ряду причин строительство на данном этапе остановилось. Лишь спустя десять лет в апреле 2010 года под руководством имам-хатыба Ризы хазрата Энтентеева и его помощника Рахимзяна Тютина возобновилось строительство. Эта работа велась на пожертвования прихожан и различных организаций, и стройка стала истинно народной. И вот результат – рядом со старой деревянной мечетью, которой вскоре исполнится 120 лет, красуется просторное, красивое и уютное здание новой мечети. 30 августа в мечети был прочитан первый Гает намаз в честь Ураза байрам.

17 сентября состоится торжественное открытие новой мечети.

Касимов Ильмир Харисович

Имам-хатыб Кестымской мечети.

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх