Источники Ислама
Дорогие братья и сестры. В начале пути очень важно поставить правильные основы, вокруг которых и на которых будет строиться религия всю дальнейшую жизнь. Эти основы по милости Аллаха помогут отличать правильное от неправильного и удержат от
пренебрежения важным и чрезмерности во многих вопросах. Здесь мы приведем указания, доводы и разъяснения основных источников религии, которые нужно совмещать и которых
обязательно нужно придерживаться, и приведем объяснение и примеры плохого исхода тех, кто отказался от чего-либо из источников. И пусть это будет основой, на которую постоянно обращают внимание, и методом пути в религии, которого придерживаются.
Первый из источников – Священный Коран.
Всевышний Аллах говорит:
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (сура «Преграды», аят 3).
В Коране нет ни недостатков, ни противоречий, потому что это Слова нашего
Мудрейшего и Знающего Творца и Господа. Но в наше время мы встречаем людей, которые
толкуют Коран по своему пониманию, изменяя смысл аятов, вырывая словосочетания из
контекста, принимая один аят и искажая другой на эту же тему, и по этой причине некоторые
люди начинают приписывать Исламу различные ошибки и заблуждения. Или есть такие,
которые заявляют, что Коран не сохранился весь, в то время как Сам Всевышний Аллах
сказал:
«Поистине, Мы ниспослали Напоминание, и Мы Его сохраняем» (сура «Аль-
Хиджр», аят 9).
Все должны знать, что в Исламе запрещено подобное, запрещено толковать Коран
таким способом, и это – измышление лжи на Всевышнего Аллаха, следование за шайтаном и
большой грех. Запрещено отрицать или сомневаться в чем-либо из Корана или приписывать
ему какой-либо недостаток, неполноценность, и это еще страшнее перед Всевышним
Аллахом.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Кто истолковывает
Коран через свое понимание, пусть займет свое место в огне» («Сунан Ат-Тирмизи», №
2591. Имам Ат-Тирмизи сказал, что хадис хороший).
Второй из источников – Сунна Пророка Мухаммада, мир ему и благословение
Аллаха, которая передается в достоверных хадисах.
Каждый верующий мусульманин должен знать, что понимать аяты Корана нужно
так, как нам это передал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, передавший писание от
Аллаха и объяснивший своими словами и действиями их истолкование. То, что говорил и
делал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собрано в сборниках хадисов. У каждого
хадиса есть цепочка или несколько цепочек передатчиков, и в соответствии с досконально
разработанной наукой определения достоверности хадисов определяется их достоверность.
Достоверные хадисы – второй источник исламского законодательства.
Аллах в Коране говорит:
«Так берите же то, что передал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам
воспретил. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (сура «Собрание», аят 7).
И в наше время появились секты, которые ограничили себя признанием лишь Корана
и, отбросив все другие источники Шариата, истолковывают аяты Корана по-своему, и
разрешают то, что запрещено в Исламе, и запрещают то, что разрешено, и отменили для себя
то, что обязательно в Исламе, и вменили в обязанность то, что запрещено. Сказал о них за
много веков до их появления Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Придут
времена – будет сидеть человек, упершись на локти, и ему будут говорить мои хадисы, и
скажет он: «Не ограничиться ли нам лишь Книгой Аллаха (Коран)? То, что мы найдем
в нем дозволенным (халялем) – дозволим, а то, что мы найдем в нем запрещенным
(харамом) – запретим» (т.е. человек будет отвергать Сунну). Так, поистине же, то, что
запретил Посланник, подобно тому, что запретил Аллах». (Приводится в «Муснад»
имама Ахмада и в «Сахих-аль-джамий», № 2186, хадис достоверный).
Третий источник – понимание Корана и Сунны сподвижниками Пророка, мир ему и
благословение Аллаха, и первыми учеными.
Они жили с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, разговаривали с ним, слушали
его, смотрели на него, совершали различные поступки при нем, спрашивали его и получали
ответы. Они лучше всех знали ситуации, в которых утверждались соответствующие
положения шариата, и, поскольку в то время был расцвет арабского красноречия, они
лучше всех понимали классический литературный арабский язык Корана и речей Пророка
Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Также они – те, чьим Исламом был доволен
Сам Всевышний Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха.
Поэтому Аллах в Коране сказал:
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой
путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем
в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (сура «Женщины», аят 115).
Ученые сказали: «Под словом «верующие» в этом аяте имеются в виду сподвижники
Пророка, мир ему и благословение Аллаха» (См. «Фитнату Такфир», с. 3).
И это три пункта, три источника одного руководства, на основании которых строится
религия, и следовать которым обязательно верующему в Аллаха, Его ангелов, Его Писания,
Его посланников, Судный День и в предопределение, хорошее и плохое.
Что делать, если не известно положение Ислама по какому-либо вопросу?
Ответ есть – следовать ученым. Мусульманину запрещено без основы в шариатских
знаниях распространять свои мнения о вопросах религии. Особенно это касается опасных
вопросов, затрагивающих не одного человека, а общину мусульман. Ему нужно обращаться
к ученым и знающим и спрашивать все, что он не знает, искать ответы или просить их найти
ответ.
Сегодня, по причине того, что мусульмане отдалились от ученых и перестали брать
свою религию от них, мусульман окружили смуты и разногласия. Наша община отдалилась
от знаний и их требования. Мы можем увидеть человека, у которого нет или недостаточно
исламского образования, а он обсуждает сложные и опасные вопросы и выносит по ним
решения, навязывая свои мнения другим мусульманам, в то время как решать такие вопросы
имеют право только большие ученые. В лучшем случае он создаст новое заблудшее течение,
в худшем – приведет к гибели и унижению множество мусульман. А бедные незнающие
люди следуют за кем попало, за любым, кто заговорит про Ислам, несмотря на то что
зачастую он не способен даже правильно прочитать аят из Корана.
Имам Ибн аль-Мани’ говорил: “Одним из бедствий постигающих знание является то,
что удовлетворенный собой и уверенный в собственном знании и проницательности человек
считает ненужным обращаться к ученым, учиться у них и черпать свет их мыслей”.
(См. «Иршаду-ттуляб», с. 93).
Единственное спасение – следовать тому правилу, на которое указал Аллах в Коране,
сказав:
«Спросите людей Напоминания, если вы не знаете» (сура «Пророки», аят 7).
Имам Аль-Багави передал от первых ученых в своем тафсире, что значение этого
аята: «Спросите у верующих ученых из числа чтецов Корана». («Тафсир Аль-Багави» т. 5, с.
311).
Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал: “Однажды один человек во время нашего
путешествия ударился о камень и разбил себе голову, затем у него во сне произошла
поллюция, и он спросил своих спутников: “Могу ли я совершить очищение песком
(тайямум)?” Они сказали: “Мы не находим для тебя исключений, поскольку ты сможешь
искупаться водой”. Затем он искупался и умер. А когда мы вернулись к Пророку, мир ему и
благословение Аллаха, и рассказали ему об этом, он сказал: «Они убили его, да погубит их
Аллах! Неужели они не могли спросить то, чего не знали! Ведь поистине, лекарством
от незнания является вопрос!»” (Абу Дауд, № 284, ад-Даракутни т. 1, с. 69. Ученые
назвали хадис достоверным).
Да поможет всем нам Всевышний Аллах придерживаться того пути, которым Он
доволен.
Ганиев Абдульхамид