Ответы на вопросы

Каково религиозно-правовое решение о человеке, который раздает милостыню беднякам, в то время как у него есть долги другим людям?

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

 

В этой ситуации:

1. долг может быть отсроченным, и тогда в милостыне нет ничего плохого, если он надеется вернуть вовремя свой долг. «Если долг был отсрочен, а по приходу времени его возврата у тебя есть сумма для возврата долга, то ты можешь подавать милостыню. И в этом не будет ничего плохого. Так как ты в состоянии сделать это» (Аш-шарх аль-кяфи).

2. долг срочной выплаты или отсроченный, но время возврата которого пришло. В этом случае должнику раздавать милостыню до возврата долга не дозволено. Так как возврат долга является обязательным действием, а милостыня – желательным. Не следует предпочитать обязательному действию желательное. А также это относится к оттягиванию (возврата долга), о чем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оттягивание (возврата долга в случае, когда человек) располагает средствами является несправедливостью» (аль-Бухари № 2287 и Муслим № 1564).

 

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостыня дается только богатым человеком (человеком, который в состоянии ее дать – прим. пер.)» (имам Ахмад № 6858).

 

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: «Если кто-то раздает милостыню, в то время как он сам нуждается, или нуждается его семья, или он является должником, то (из-за того, что) возврат долга приоритетнее милостыни, освобождения раба и подарков, эти его деяния будут отвергнуты. Он не имеет права растрачивать имущество других людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Аллах погубит того, кто взял имущество людей с целью его повреждения“» (Сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 112).

Условием, при выполнении которого можно раздавать милостыню, является, чтобы человек сам или его семья не были нуждающимися, и чтобы он не был должником. Если же этот человек является должником, то он должен вернуть долг; возврат долга важнее милостыни, освобождения раба и подарков. Так как человек должен начинать с выполнения обязательного прежде желательного. Не пристало никому губить себя и свою семью ради спасения другого. Но он должен спасти другого после того, как спасет себя и свою семью. Потому что обязанности перед собой и своей семьей важнее, чем исполнение обязанностей перед другими людьми.

Ученые, да помилует их Аллах, делали исключением в этой ситуации маленькие суммы пожертвований, которые не мешают возврату долга. Аль-Азра‘и, из шафи‘итов, сказал: «Это – то есть категорический запрет – не касается абсолютно всех случаев. Как я предполагаю, никто не говорит о нежелательности давать милостыню в случае, если мужчина не выплатил брачный дар или подобное, и подал маленькую милостыню, например, лепешку. То есть в случае, когда человек уверен, что даже если эта маленькая милостыня осталась бы у него, то он не отдаст ее на возмещение долга. Подобные слова преследуют иную цель – торопиться вернуть долг, и это важнее желательного в целом» (Нихаяту-ль-мухтадж. Т. 7. С. 181). Смотрите: «Хашийа Калъюби уа ‘Амира» (т. 3. С. 203).

А Аллах знает лучше.

Читайте также: