Правила азана

Минарет мечети Кул-ШарифСовершать азан при наличии омовения

Нет разногласия среди ученых в том, что совершать азан с омовением является желательным, поскольку азан относится к поминанию Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я не люблю поминать Аллаха без очищения» (Абу Дауд, 1/44). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Однако желательность этого не указывает на обязательность наличия омовения для произнесения азана. А что касается хадиса от Абу Хурайры: «Пусть не дает азан никто, кроме как с омовением», который приводит имам ат-Тирмизи (1/389), то он является слабым. Поэтому допускается, чтобы муаззин произносил азан, не будучи в состоянии малого омовения.

Повернуться в сторону Кыблы

Маджма’ ибн Яхъя рассказывал: «Когда я был с Абу Умамой ибн Сахлем, он совершал азан, повернувшись по на-правлению к Кибле» (ас-Сирадж в «аль-Муснад», 1/23). Иснад достоверный.

Имам Ибн Кудама сказал: «Желательно совершать азан по направлению к Кибле, и мы не знаем относительно этого разногласия» (См. «аль-Мугни», 1/438).

Совершать азан стоя, только если нет причины для иного

В хадисе от Абдуллаха ибн Зайда сообщается, что когда была вменена в обязанность пятикратная молитва, и люди были в раздумье, как созывать людей на нее, он увидел во сне, что следует призывать людей на намаз голосом. После того, как он рассказал об этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он велел поступать так, сказав, что это вещий сон. Так вот далее в нем сказано: «И я увидел человека, со-вершающего азан стоя» (Ахмад, 5/232, Ибн Абу Шайба, 1/203). Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Навави и многие другие.

Однако если для этого есть причина, то нет беды в том, чтобы муаззин совершил азан сидя. Хасан аль-Басри рассказывал: «Я видел, как Абу Зайд, который был сподвижником Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершал азан сидя, поскольку его нога была ранена» (аль-Байхаки, 1/392. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим).

Вставить кончики пальцев в уши

Доказательством этому является хадис от Абу Джухайфы, который рассказывал: «Я видел, как Биляль во время азана вставлял свои пальцы в уши» (ат-Тирмизи, 197). Достоверность хадиса подтвердили хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

А что касается сообщения: «Ибн Умар не ставил пальцы во время азана в уши» (аль-Бухари, 1/146), то это не указывает на нежелательность или на неправильность этого поступка. Как сказал шейх аль-Альбани, в подобном положении вступает правило: «Утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим». Сообщение о Биляле надежнее, поскольку Биляль был муаззином, назначенным Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и вряд ли что-либо совершал или вносил бы в азан без его ведома. Тогда как поступок Ибн Умара, являясь поступком от сподвижника, не имеет такого высокого положения, если противоречит хадису, передаваемому от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. (См. «аль-Маусу’атуль-фикхия», 1/380).

Совершать азан с высокого места

Женщина из племени Бану Наджар рассказывала: «Мой дом был самым высоким из тех, что окружали мечеть, и Биляль говорил азан с крыши моего дома» (Абу Дауд, 1/117). Имам Ибн Дакъикъуль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Абдуллах ибн Шакик говорил: «Из числа Сунны – произносить азан с минарета, а икама произносить в мечети» (Ибн Абу Шайба, 1/86). Иснад достоверный.

Муэдзин должен иметь громкий голос

В вышеупомянутом хадисе Абдуллаха ибн Зайда о сне, связанном с азаном, сообщается, что когда Ибн Зайд рассказал свой сон Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: «Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего» (Ахмад, 5/232, Ибн Абу Шайба, 1/203). Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Навави и др.

Поворачивать голову направо при произнесении слов: «Хайя ‘аля-ссаля» и налево при словах: «Хайя ‘аляль-фалях»

Так поступал Биляль, о чем сообщается у аль-Бухари, 634.

Имам ан-Навави писал, что смысл в том, что он поворачивал шею и голову, не отворачивая грудь от направления Киблы. И также не сдвигая ног. (См. «аль-Маджму’», 107).

Шейх аль-Альбани сказал: «Что касается поворачивания груди (при произнесении слов «Хайя ‘аля-ссаля» и «Хайя ‘аляль-фалях»), то нет этому никакого основания в Сунне!» (См. «Тамамуль-минна», 151).

То есть следует при произнесении этих слов поворачивать только голову, а не все тело.

Распевание слов азана

Приводится, что Ибн Умар порицал одного человека и сказал ему: «Это за то, что ты распеваешь свой азан и берешь за него плату!» (ат-Табарани в «аль-Кабир»,  13059. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха», 1/104).

Имам Ибн аль-Джаузи говорил: «Имам Малик и другие ученые строго порицали распевание азана, поскольку это не возвеличивает азан, а уподобляет его песням!» (См. «Тальбис Иблис», 137).

Шейх Али Махфуз говорил: «Из числа порицаемых нововведений – это распевание азана, подобно песням, что влечет искажение слов азана, упуская или добавляя некоторые звуки к словам. Распевание в азане не дозволено по единогласному мнению, так же как подобное не дозволено и при чтении Корана!» (См. «аль-Ибда’», 176).

Ошибочное мнение, что икама обязан произносить только тот, кто произнес азан

Нет на это никаких указаний в Сунне! Единственное, что служит этому основанием, это недостоверный хадис: «Тот, кто совершил азан, совершает и икама». Его приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, однако этот хадис является слабым, потому что передается от ненадежных рассказчиков.

Имам Ибн Хазм сказал: “Дозволено произнести икъама не тому, кто произнес азан, поскольку нет никакого достоверного указания на запрет этого!” См. “аль-Мухалля” 329.

Не следует добавлять к словам азана что-либо

Сообщается, что когда Ибн Умар зашел в мечеть, чтобы совершить намаз, он услышал как один человек говорил: «Да помилует вас Аллах» после азана на обеденную молитву. Тогда Ибн Умар вышел из мечети и сказал: «Меня вывело нововведение!» Абу Дауд 538, аль-Байхакъи 1/434. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Исключение сделано для азана перед утренним намазом. Здесь нужно добавлять фразу «Ассаляту хайрум-мин ан-наум».

А о том, что нужно говорить после азана, единственное, что приводится в Сунне — это произнесение специальной мольбы после азана: «Аллахумма рабба хазихи-ддагвати ттаммати ва ссаляти-ль-каимати. Ати Мухаммадан аль-васылятя уа-ль-фадылята уа бгасху макамам махмудан аллязи вагадтаху» (О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Аль Васыле (наивысшая ступень Рая)) и к высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему), аль-Бухари, 589.

Абу Мухаммад Агмаш