Слышат ли мертвые живых?

Вопрос: Мой дед скончался две недели назад. Я хотела бы знать: слышит ли он нас и то что мы говорим ему, когда наша семья приходит к нему на могилу? Если нет, то можно ли сделать так, чтобы он слышал нас?

 

Из Корана и хадисов мы узнаем, что мертвые люди не слышат живых. Это означает, что на могиле умершего человека будет неправильным пытаться разговаривать с ним, думая, что он вас слышит и понимает.

Вот, что сказал Всевышний в Коране: «Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (сура «Творец» 35:22).

Другой аят: «Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать зов» (сура «Муравьи» 27:80).

То, что умершие люди не слышат слов живых, является мнением ученых ханафитского мазхаба. Высказывания многих из них собраны в книге «Аль-Айят аль-байинат фи адм сама’ аль-амват» («Ясные знамения, подтверждающие, что мертвые не слышат»). В этой книге, например, приводится высказывание ханафитского имама ат-Тафтазани, который в своем труде «Шарх уль-Макасид» сказал: «У нас нет никаких разногласий в том, что мертвые не слышат».

Из этого мы понимаем, что такое распространенное поверье, как то, что душа умершего якобы возвращается в свой дом и может услышать слова своих родственников, обращенные к нему, не подтверждаются в Исламе. Коран однозначно указывает, что умершие после своей смерти переходят в совершенно другой мир, называемый «барзах» (промежуточное состояние между нашей жизнью и Судным Днем), и оттуда они не могут ни вернуться в наш мир, ни поговорить с нами, ни услышать наши слова.

Несмотря на это, Ислам указал на действия, с помощью которых живые люди могут принести благо мертвому. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, 1631).

Самую большую пользу после смерти и в могиле приносит мольба, обращенная к Аллаху: молитесь за своего отца, просите прощения и милости для него, просите Рая и спасения от Огня, а также читайте другие хорошие дуа.

Мольба детей о прощении их усопших родителей приносит великую пользу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: “За что мне это?” Ему ответят: “Твой ребёнок испрашивал для тебя прощения”» (Ибн Маджа, 3660; «Сахих аль-Джами», 1617).

Также пользу умершему приносит милостыня, поданная от его имени. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Один человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она могла говорить, то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если за неё это сделаю я?”. Он сказал: “Да”» (Аль-Бухари, 1388).

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Мой отец умер, и у него остались деньги. Он не оставил завещания. Будет ли искуплением его грехов, если я отдам их часть в качестве милостыни от него?» Пророк ответил: «Да» (Передал ан-Насаи).

Что касается совершения хаджа за умершего, то его можно совершать тогда, когда вам известно, что ваш родственник имел возможность совершить хадж (физическую и материальную), но что-то помешало ему отправиться в Мекку, и поэтому хадж стал долгом для него. Если же у вашего родственника не было возможности совершить хадж при жизни, значит хадж не остался долгом на нем, и поэтому совершать хадж за него не нужно. То же самое касается других обрядов поклонения, которые остались как долг на умершем, например, пост в месяц Рамадан или данная им клятва (обет) Аллаху.

В хадисе сообщается: однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошла женщина и сказала: «На моей матери остался долг возместить один месяц поста, могу ли я поститься за нее?» Он ответил: «Постись за нее». Она сказала: «Моя мать не совершила хадж, могу ли я сделать это за нее?» Он ответил: «Соверши хадж за нее». Передал Муслим, 1149.

Еще одним деянием, которое приносит пользу мертвым, является исполнение данных ими клятв. Сообщается от Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими), что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришла женщина и сказала: «Моя мать поклялась совершить хадж, но умерла, так и не сделав этого. Могу ли я совершить хадж за нее?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да, соверши хадж за нее. Если бы у твоей матери был долг, оплатила бы ты его?». Она ответила: «Да». Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда отдай долг Аллаху, ведь клятва Аллаху более всего заслуживает быть исполненной» (Аль-Бухари, 7315).

Следует отметить, что если вы будете усердно молиться за своего отца, то это будет лучше и важнее для вас, и принесет больше пользу умершему, чем мысли о том, слышит он или не слышит. Поэтому займитесь тем, что будет полезно для вас обоих. Примеры того, что приносит пользу умершему, в этом ответе даны на основании Корана и достоверных хадисов. И нужно отметить, что иногда люди сами создают некие поверья, не основывая их на Коране и хадисах, из-за чего между людьми часто возникают разногласия по поводу допустимости того или иного действия. Мы же считаем, что сказанного в Коране и Сунне вполне достаточно для верующего человека и нет надобности следовать разным поверьям и обрядам, не подтверждающимся в Исламе.

Прошу Аллаха простить вашего отца и смиловаться над ним и всеми скончавшимися мусульманами, воистину, Он Прощающий, Милосердный.