Сунна в совершении молитвы истихара

Вопрос: Я хотел бы узнать больше о  молитве   истихара . Что следует читать, какую дуа, сколько ракатов  и  какую пользу я получу. Различается ли форма  молитвы  у ханафитов, шафиитов  и  ханбалитов?

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Молитва   истихара  – сунна, которую Пророк (да благословит его Аллах  и  приветствует) предписал каждому, кто желает сделать что-нибудь, но сомневается. Обсуждение вопроса намаза истихары затрагивает восемь пунктов.

 

1. Определение.

Истихара  на арабском означает поиск наставления для принятия решения о чем-либо.

В шариатской терминологии «истихара» означает поиск наставления (к правильному решению), т.е. желание наставления  в соответствии с тем, что Аллах знает, что лучше  и является самым подходящим, посредством  молитвы  или дуа, совершаемое во время  молитвы   истихара .

 

2. Суждение.

Ученые единогласны в том, что  молитва   истихара  является сунной. Доводом тому, что она предписана, является хадис, переданный Бухари от Джабира, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах  и  приветствует) учил своих сподвижников совершать  истихара  во всех вопросах, так же, как он учил их сурам из Корана. Он сказал: «Учил нас испрашивать благословление во всех делах, подобно тому, как учил нас суре из Корана, говоря: «Если кто–то из вас захочет сделать  что–то , пусть совершит дополнительную  молитву  в два ракаата, а потом скажет: «O Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием,  и  я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом,  и  я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю,  и  Тебе известно все о сокрытом. О Аллах, если знаешь Ты, что  это  дело ( и  произносится то, что намеревается сделать) станет благом для моей религии, для моей жизни  и  для исхода моих дел (или же он сказал: для  этой   и  будущей жизни), то предопредели мне его, облегчи его для меня  и  ниспошли мне Свое благословение в  этом. Если же Ты знаешь, что  это  дело окажется злом для моей религии, для моей жизни  и  для исхода моих дел (или же он сказал: для  этой   и  будущей жизни), то отврати его от меня, и  отврати меня от него  и  суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворенности им»)». Передано Бухари в его «Сахихе» (1166)

 

3. Мудрость в предписании.

Причиной предписания  истихары  является подчинение приказу Аллаха  и  практическая демонстрация того, что сам человек не обладает силой  и  мощью. Человек обращается к Аллаху  и  желает совместить благо  этого  мира  и  мира следующего. Для того чтобы достичь  этого, необходимо обратиться с мольбой к Аллаху, и  нет ничего более полезного в  этой  связи, чем  молитва и дуа, потому что в них включены почитание Аллаха, восхваление  и  обращение к Нему с нуждой. После совершения молитвы истихара необходимо сделать то, к чему лежит сердце.

 

4. Причины для выполнения.

В каких случаях необходимо выполнять  молитву истихара? Четыре мазхаба согласны с тем, что истихара предписана в случаях, когда человек не знает, какое решение принять. В вопросах, в которых очевидны хорошее  и  плохое, или в вопросах поклонения, совершения благих дел, грехов или плохих поступков нет нужды совершать молитву истихара.

Но, если человек желает узнать подходящее время для совершения чего-либо, например, следует ли совершать хадж в  этот  год, при том, что есть опасность нападения врага или какая-либо другая опасность; или следует ли отправляться с определенным человеком, то в  этих  случаях можно совершить молитву истихара .

Но нет необходимости совершения  истихары, когда дело касается обязательного, запрещенного или макруха.  Истихару  выполняют в отношении рекомендованных или дозволенных вещей. Обычно  истихару  не выполняют по предписанным вопросам, а лишь в случаях, когда есть конфликт, т.е. когда у человека есть выбор между двумя вещами,  и он должен принять решение, с какого дела начать. В отношении дозволенного, он может совершать  истихара  на регулярной основе.

 

5. Время для выполнения.

Человек, который желает совершить  истихара  должен быть в ясном рассудке  и  не иметь четкого решения по выполнению дела. Фраза «если кто–то из вас захочет сделать что–то » указывает на то, что  истихару  следует делать тогда, когда человек намеревается совершить дело,  и  тогда посредством благословения  молитвы   и  дуа то, что является благом, станет ясным для него.  И   это  противоположно случаям, когда определенная идея укрепилась у человека,  и  есть опасность, что мудрость не будет достигнута, так как человек будет придерживаться того, о чем уже принял решение. Возможно, тут имеется ввиду окончательное решение, потому что проходящие мысли не имеют значения.

И  человеку не следует совершать  истихару , кроме как если он  решил  сделать что-либо, но не обладает сильной склонности к  этому . В противном случае, если человек будет совершать  истихара  по каждой мысли, которая пришла к нему в голову, то он никогда не остановится,  и  будет тратить все время на  это .

 

6. Консультация с людьми до совершения  молитвы .

Ан-Навави сказал: «Является мустахабом, чтобы до совершения  истихары  проконсультироваться с тем, кто известен как искренний, заботящийся  и  опытный,  и  кто является надежным в отношении его религиозности  и  знания. Аллах сказал (перевод смысла): «советуйся с ними о делах» (3:159)

 

7. Что следует читать во время  молитвы   истихара .

Существует три мнения относительно того, что следует читать в  молитве   истихара .

Ханафиты, Маликиты  и  Шафииты сказали, что является мустахабом после прочтения Фатихи, прочесть суру Кяфирун в первом ракате,  и  суру Ихлас во втором. Ан-Навави сказал, объясняя причину  этого , что уместно читать  это  в  молитве , для того, чтобы показать искренность  и  выразить обращение своих дел Аллаху. Он сказал, что также допустимо добавить к  этому   и  другие аяты из Корана, смысл которых связан с выбором или решением.

Некоторые предшественники сказали, что в  молитве   истихара  было бы хорошо добавить чтение следующих аятов в первом ракате: «Твой Господь создает, что пожелает,  и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист  и  превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи! Твой Господь знает то, что кроется в их груди,  и  то, что они обнаруживают. Он – Аллах, кроме Которого нет иного божества. Ему надлежит хвала в первой жизни  и  в Последней жизни. Он принимает решения,  и  к Нему вы будете возвращены» (28:68-70)  И  следующие аяты во втором ракате: «Для верующего мужчины  и  верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах  и  Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха  и  Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).

Ханбалиты  и  некоторые фукаха не указывали на необходимость чтения определенных аятов во время  молитвы   истихара .

8. Когда следует читать дуа.

Ханафиты, маликиты, шафииты  и  ханбалиты считают, что дуа следует читать сразу после  молитвы. Если молящийся владеет арабским языком, то для него лучше прочитать эту молитву в оригинале, на арабском. Если же он не знает этого языка, то разрешается читать молитву истихара на любом другом языке, удобном для молящегося.

И  Аллаху известно лучше.

 

 

Читайте также: