Взгляд на болезни, беды и невзгоды в свете Ислама

Взгляд верующего человека на события своей жизни в корне отличается от общепринятых убеждений. Если верующий посмотрит на свою жизнь, предопределенную ему Аллахом, на решения Аллаха, будучи убежденным в Его совершенной Мудрости, в том, что решения Аллаха лишены недостатков, он придет к умиротворению и довольству предопределением Аллаха.

Да и как же может быть иначе, когда мусульманин убежден в истинности слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в его жизни является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». Муслим 2999.

Вопреки сложившемуся среди людей мнению, испытания и беды, постигающие верующего, нужно воспринимать как благо.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах желает блага для Своего раба, Он посылает ему наказания уже при жизни. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня» (ат-Тирмизи 2396, Ибн Маджах 4031. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тахауи и другие, см. “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 1220.

В Сахихе имама аль-Бухари приводится хадис, в котором сказано: «Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из болезней» (5645).

Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах, разъясняя эти хадисы, говорит: «Понимание этого божественного закона приводит к тому, что отбивает у верующего желание быть всегда здоровым, так как есть опасение, что воздаяние за свои благодеяния он получил уже в этом мире».

Праведные ученые говорили: “Беды и несчастья также нужно воспринимать как благо, так как они очищают от грехов и приводят человека к терпению, за проявление которого он получает вознаграждение. Когда человек сталкивается с подобным, он становится активнее в поклонении, чаще обращается к Аллаху, чувствует свою слабость и потребность в Господе. Предположим, что человек был из числа грешников, то ему необходимо, чтобы Аллах облегчил его наказание в мире ином посредством бед и лишений в мире этом.

Беды и несчастья становятся милостью и благом для всех людей, кроме тех, которые по причине постигшего их горя отворачиваются от Аллаха и совершают грех еще больший, чем ранее. В этом случае постигшее их становится не благом, а злом для них, ведь пострадала их религия. Для таких людей благополучие лучше, чем испытания. Но это превосходство касается только плодов постигших их несчастий и бед, но не самой беды! А для человека, который при постигшем несчастье проявляет терпение и веру, благо удваивается (за испытание одна награда, а за терпение – другая).

И поэтому терпение является обязательным для каждого, кого постигло что-либо из испытаний. И кто будет стойко терпеть, выполняя тем самым свою обязанность, тот получит полноценную награду Господа” (“Маджму’уль-фатауа” 17/26).

Шейх Мухаммад Са‘ид Раслян в примечании к этим словам сказал: “Из этих слов мы можем сделать вывод, что многие из нас не понимают религию правильным образом! В противном случае мы испытывали бы чувство благодарности по отношению к Аллаху за  все, что Он пожелал для нас и предопределил нам. Более того, человек относился бы к своим бедам как к настоящему благу Аллаха, дарованному ему, и понимал бы, что Аллах посредством бед и несчастий приводит нас к таким видам поклонения, как частые молитвы, мольбы, постоянное поминание Аллаха и смирение перед Ним. Если мы правильно поймем вышеприведенный хадис, станет ясно, что человек, который на своем жизненном пути находится в здравии и безопасности, а также получает внешне видимые блага (имущество, дети, просторное жилье  и тому подобное) и удовлетворяется имеющимся, думая, что ему больше некуда совершенствоваться, находится в неведении относительно сути религии Аллаха. И если ты видишь такого человека довольным и переставшим совершенствоваться в вере, то знай, что он не тот, кому оказана милость! И было так, что наши праведные предшественники начинали беспокоиться, если их не постигало ничего из болезней и бед. И это потому, что они знали, что Аллах исправляет их недостатки и очищает их от грехов посредством невзгод, которые их постигают. Как видим, об этом сказано в хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если Аллах желает Своему рабу плохого, то откладывает наказание до Судного Дня». Как известно, наказание этого мира ничтожно по сравнению с наказанием в мире ином (в Судный День). Как бы  ни было велико то, что постигнет в этом мире, оно незначительно в сравнении с наказанием в мире ином. И я прошу у Аллаха безопасности и благополучия”. Сл. “Кираа уа та‘лик ‘аля тайсириль-‘Азизизь-Хамид фи шарх китаби-ттаухид.

Мы видим из этих хадисов и слов ученых, что любовь Аллаха не определяется в этом мире ни наличием здоровья, ни многочисленностью потомства, ни богатством и ни какими-то другими мирскими благами. В действительности любовь Аллаха к человеку проявляется в том, кого Он привел к религии и даровал ему стойкость в ней!

От Ибн Мас’уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах распределил между вами ваш нрав так же, как Он распределил между вами и ваш удел. И, поистине, Всевышний Аллах дарует мир этот тому, кого Он любит и тому, кого не любит. Однако Он не дарует религию никому, кроме того, кого любит! И кто скупится на имущество, чтобы расходовать его, боится врагов, чтобы сражаться с ними, не способен выстаивать ночные молитвы, пусть чаще говорит: “Субхана-Ллах”, “Альхамду ли-Ллях”, “Ля иляха илля-Ллах” и “Аллаху акбар”» (приводят аль-Исма’или в “аль-Му’джам” 1/114, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/166 и другие. Хадис достоверный, см. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2714).

Величина награды соответствует величине испытаний

От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха». ат-Тирмизи 2396, Ибн Маджах 4031. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 146.

Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я зашел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Не потому ли это, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да! Но и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от бремени его грехов, подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»”(аль-Бухари 5647).

Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах: “По той причине, что пророки будут теми, кто более других будет вознагражден Всевышним, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам. Об этом сказано в хадисе, в котором пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Он ответил: «Это пророки. Затем те, кто был ближе к ним своей верой, затем – следующие. И человек испытывается в соответствии со степенью своей веры. Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он и испытывался соответствующе. И не перестают постигать мусульманина лишения и беды до тех пор, пока не оставят его шагать по земле избавленным от всех грехов» (ат-Тирмизи 2/64, Ибн Маджах 4023, Ибн Хиббан 2901. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 143).

Человек может достичь высоких наград после испытаний

На это указывает хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Иногда человек может достичь высокого положения перед Аллахом, несмотря на то, что у него нет множества благих деяний. Просто Аллах испытывает его тем, что ему неприятно, и в результате этого он достигает высокого положения». Абу Я’ля 4/1447, Ибн Хиббан 693. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2599.

После этих слов шейх Мухаммад Са‘ид Раслян сказал: “И действительно, бывает так, что человек иногда просит у Аллаха наивысшую степень в Раю (а это аль-Фирдаус), и вместе с тем не совершает благих дел, чтобы получить эту степень. Однако Аллах отвечает на его мольбу и дает ему это высокое положение. Но так как раб не стремится совершать соответствующие благие дела, то Аллах посылает на него испытания и беды, даруя вместе с ними и необходимое терпение”. Сл. “Кираа уа та‘лик ‘аля тайсириль-‘Азизизь-Хамид фи шарх китаби-ттаухид.

Еще в одном достоверном хадисе поясняется, что именно может постичь человека в качестве испытаний. Беды могут коснуться его здоровья, либо жизни его родственников, либо его имущества: «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его здоровье, в детях или в имуществе. После этого Он дарует ему терпение до тех пор, пока тот не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик». Ахмад 5/272, Абу Дауд 3090. Достоверность хадиса подтвердили имам ас-Суюты, имам аль-Мунауи и другие. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1599, 2599.

Кто проявил довольство, то и для него довольство Аллаха

Шейх Сулейман продолжил: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто проявил довольство, то и ему будет довольство Аллаха», означают: тому, кто проявил довольство тем, что решил Аллах и предопределил ему из испытаний, воздаянием за это будет довольство Аллаха! Это указывает на значимость довольства, то есть, верующий человек не должен  противостоять решению Аллаха, и не злиться на Всевышнего. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел одному человеку: «Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе». Ахмад 5/318, аль-Байхакъи в “аш-Шу‘аб” 9714.

Далее слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха…»

Гнев – это неприязнь к чему-то и отсутствие довольства. То есть тот, кто испытывает неприязнь к предопределению Аллаха, получит неприязнь и гнев Аллаха, что само по себе уже  достаточно, как наказание. Недовольство предопределением является величайшим из грехов!

Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».

Достоверность этого хадиса подтвердил аль-Мунауи в книге «ат-Тайсир» 2/443. Однако хафиз аль-Хайсами сказал, что в цепочке передатчиков этого предания имеется Хазм ибн Аби Хазм, которого назвал достойным доверия только Ибн Ма‘ин, а все остальные хадисоведы назвали его слабым. Другие же передатчики этого сообщения являются достойными доверия, как это приводится в «Маджма’ аз-зауаид» 7/207. И если это предание является достоверным, то оно указывает на обязательность проявления довольства.

Сказал Шейхуль-Ислям: “Степень довольства предопределением – достаточно высокое положение. Но еще выше степень тех, кто благодарит Аллаха за постигшие беды и несчастья. Только тот человек способен благодарить Аллаха после постигшей беды, кто видит в этом блага Аллаха, дарованные ему посредством этой беды”. См. Маджму‘уль-фатауа 11/260.

Не нужно желать испытаний

Несмотря на сказанное, человек не должен желать или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение». Ахмад, Ибн Маджах. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3943.

И мы понимаем, как многого лишается человек из-за того, что не изучает своей религии, не занимается совершенствованием своей души и не уделят должного внимания деяниям сердца. Он лишается великих наград. От него ускользает суть самого поклонения, его основа, вследствие чего он уделяет все свое внимание лишь внешним проявлениям религии.

Также очень важно в данном вопросе не впасть в противоположную крайность и не начать просить Аллаха о наказании в этом мире, в надежде на избавление от наказания в мире ином. И это потому, что, несмотря на решительность, человек может не вынести посланных испытаний, когда они обрушатся на него, и может вовсе впасть в неверие.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал свою умму от подобного поведения. Однажды он пришел навестить человека, который очень тяжело жил, совсем исхудал и стал похож на цыпленка. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Разве ты не обращаешься с мольбами к Аллаху, разве ты не просишь у своего Господа?» Тот ответил: “Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его”. Муслим 2688.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами! Просите Аллаха о благополучии и избавлении от испытаний, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте тогда терпение!» аль-Бухари 2965, Муслим 1742.

Абу Бакр, наилучший человек в этой общине после пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорил: “Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть” ( “Фатхуль-Бари” 6/179).

Но если уж постигнет вас или ваших родных и близких что-либо из болезней, бед и несчастий, то помните слова посланника Аллаха (благословения ему от Аллаха и мир), который сказал: «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик». Ахмад 5/272, Абу Дауд 3090. Достоверность хадиса подтвердили имам ас-Суюты, имам аль-Мунауи и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1599, 2599.

А также слова Аллаха Всевышнего: «И может быть так, что вы испытываете неприязнь к чему-либо, тогда как это является благом для вас» (аль-Бакъара 2: 216).

Некоторые мольбы, защищающие и избавляющие от бедствий, несчастий, болезней и печали

► Со слов Са‘да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли мне вам о мольбе, которая избавит человека от горя или бедствия, которое может случиться с ним в мире этом? Это мольба Зу-Ннуна (пророка Юнуса): “Нет божества, кроме Тебя. Преславен Ты! Поистине, я был из числа несправедливых”». аль-Хаким, Ибн Абу ад-Дунья, хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2605.

/Ля иляха илля Анта, субханака, инни кунту мина-ззалимин/.

► От Асмы бинт ‘Умайс (да будет доволен ею Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища”,  мольба избавит его от всего, что с ним случилось». ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 6040.

/Аллаху Раббии, ля шарика ляху/.

► Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” ‘Абдуллах ибн Ахмад в “аз-Зухд” 429. Все передатчики заслуживают доверия.

/Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/.

► От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты Сам Себя назвал, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!” Если он скажет это, то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить». Ахмад 1/391, Ибн Хиббан 3/972, ат-Табарани 10352. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аль-Багъауи, хафиз Абуль-Фадль аль-Багъдади, шейхуль‑Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

/Аллахумма инни ‘абдук, ибну ‘абдик, ибну аматик, насыяти биядик, мадын фия хукмук, ‘адлюн фия къада-ук, ас алюка бикулли-смин ху уаляк, саммайта бихи нафсак, ау анзальтаху фи китабик, ау ‘аллямтаху ахадан мин хъалькъик, аууиста‘ сарта бихи фи ‘ильмиль-гъойби ‘индак, ан тадж’аля Къурана раби’а къальби, уа нура садри, уа джаля-а хузни, уа захаба хамми/.

► От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет: “Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем испытал тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”, – того эта болезнь не постигнет». ат-Тирмизи 3431, Ибн Маджах 3892. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

/Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян/.

► Сообщается, что однажды ‘Усман ибн Абуль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) пожаловался посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на боль в теле и он сказал ему: «Положи руку на то место, которое болит, и трижды скажи: “С именем Аллаха!” — после чего скажи семь раз: “Прибегаю к величию Аллаха и Его могуществу от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!”» Муслим 2202.

Три раза: /Бисми-Ллях/.

И  семь раз: /А‘узу би-‘иззати-Лляхи уа къудратихи мин шарри ма аджиду уа ухазир/.

► Сообщается от ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ничто не повредит тому рабу Аллаха, который каждое утро и каждый вечер будет по три раза говорить: “С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он – Слышащий, Знающий!”» ат-Тирмизи 3388, аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 660. Сахих аль-Джами‘ 6426

/Бисми-Лляхи ллязи ля ядурру ма’асмихи шей ун филь-арды уа ля фи-ссмаи, уа хуа Ссами’уль-‘Алим/.

Абана ибн ‘Усман (сын ‘Усмана ибн Аффана), передавший этот хадис, сказал: “Я слышал, как ‘Усман (ибн Аффан) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ничто не повредит тому, кто скажет…»”

Абана ибн ‘Усман страдал параличом, и один человек, который слушал, как он рассказывает этот хадис, начал (недоверчиво) смотреть на него. Тогда Абана спросил его: “Что ты так смотришь на меня? Клянусь Аллахом, что я не возвел лжи на ‘Усмана! И клянусь Аллахом, ‘Усман не возводил лжи на пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако в тот день я был зол и не произнес этих слов, и меня постигло то, что постигло”. См. Сахих сунан Аби Дауд 5088.