Развод по Исламу. Часть 2: Всего три возможности

В одном из предыдущих номеров мы начали тему развода, о том, как этот процесс провести в соответствии с учением Ислама. Как оказалось, эта тема довольно актуальна для сегодняшних мусульман, многие разводятся, не зная при этом правил, и попадают при этом в сложные ситуации, затрудняя жизнь самим себе и другим людям. По этой причине мы решили продолжить эту тему, посвятив ей еще несколько статей.

 

Счастливая семейная жизнь возможна лишь при условии взаимной любви и уважении. Семья, где каждый пытается доказать собственную правоту, не признавая мнения другого, не может долго сохранять свою целостность. 

Развод означает окончание семейной жизни. В исламском праве развод (талак) – это прекращение семейных отношений мужем или решением суда по причине невозможности наладить отношения или из-за какой-то другой проблемы.

Как мы говорили в предыдущей части, развод в Исламе разрешен в крайних случаях, а без веской причины разводиться неправильно. Хадис, в котором говорится «Самое ненавистное Аллаху разрешенное действие – это развод», является недостоверным.

 

Как объявляется развод

Сперва нужно сказать, что объявлять развод может только муж. Жена не объявляет развод, но она может обратиться к своему «уали» (опекуну – отцу, брату или некоторым другим родственникам-мужчинам) защитить ее интересы в разногласиях с мужем. Если выясняется, что муж не соблюдает права жены, обращаются к мусульманскому судье (имаму), который своим решением может развести супругов.

Развод должен объявляться прямыми (явными) словами. Таким словом является арабское слово «талак» и его переводы на остальные языки. Например, выражение: «Я с тобой развелся» есть прямая фраза, означающая развод. Такой же прямой фразой являются слова «Тебе талак», то есть когда муж произносит это слово на арабском языке.

Но и косвенные фразы также могут быть приняты за развод, однако в таком случае требуется, чтобы у мужчины было соответствующее намерение, то есть желание развестись. Например, такие выражения как: «Ты свободна», «Ступай куда хочешь», «Теперь ты сама себе голова», хотя прямо и не означают развод, но в случае, если они выражают желание порвать отношения, развод будет действительным.

 

Два основных вида разводов

В Исламе существует два вида развода: развод с правом возврата (в терминологии Ислама он называется «талак раджгий») и развод без права возврата («талак баин»).

Здесь нужно отвлечься и сказать, что до прихода Ислама многие народы (в том числе и арабы) унизительно относились к женщинам, и развод был одним из способов унизить супругу: мужчина мог развести свою жену и забрать ее имущество, потом вернуть ее обратно и ничего не дать ей, а потом снова прогонять и возвращать ее неограниченное количество раз. Но в Коране Аллах запретил поступать так с женщинами. Всевышний сказал: «Разводиться (с правом возврата) можно лишь два раза, а после этого либо живите с женами порядочным образом, либо окончательно расставайтесь» (сура 2, аят 229).

Таким образом, мужчинам больше не разрешалось бездумно прогонять своих супруг и разводиться с ними сколько угодно раз. Отныне мужчинам было даровано только три возможности развестись, причем после первых двух разводов он еще может вернуть свою жену, а после третьего развода они становятся окончательно разведенными людьми.

 

Итак, первый вид развода – с правом возврата жены («талак раджгий»).

Объявив жене развод, супругам дается выжидательный срок – время трех месячных циклов. До тех пор, пока у женщины не пройдут три менструации, она все еще будет считаться полноправной женой, ей не нужно уходить из дома мужа, а муж обязан полностью обеспечивать ее. Период трех менструаций называется «идда».

Развод с правом возврата – это вид развода, который дает право мужчине вернуть жену до окончания идды. В таком случае не требуется нового заключения брака и выплаты махра. Желание или нежелание женщины в этом случае также роли не играет, достаточно желания мужчины.

О том, что мужчина, совершивший развод с возвратом, может вернуть жену в течении идды, говорится в аяте: «Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока месячных. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения» (сура 2:228).

«Утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах» — имеется в виду, что, возможно, в течение этого срока выяснится, что жена беременна, и тогда супруги станут сожалеть о разводе и пожелают продолжить супружеские отношения.

В течение этого периода жена не должна укрываться от мужа хиджабом, они могут общаться как обычно общались прежде, а жене можно украшаться для мужа, если она желает вернуть его. Мудрость этого развода в том, что он позволяет супругам, разведшимся в состоянии гнева или по ошибке, вернуться друг к другу. Но если между ними в этот период произойдет супружеская близость, она будет означать возвращение к семейной жизни.

 

Положения, связанные с разводом с правом возврата (талак раджги):

а) Общее количество разводов, которое муж может дать жене, уменьшится.

Мы сказали, что первоначально мужчине дается три возможности развестись. После первого развода у него есть право вернуть жену, но общее количество допустимых разводов уменьшается на один. Если же он уже разводился раньше и теперь во второй раз объявил развод своей жене, то у него остается лишь одно неиспользованное право. После третьего развода муж теряет право вернуть жену.

б) Мужчина может вернуть жену в течение идды.

В этом случае ему не нужно заключать никах еще раз и выплачивать махр. Мужчина может сказать жене: «Я вернул тебя», и это будет возвращением к семейной жизни, а может вступить с женой в интимную близость, и это также станет считаться прекращением развода.

в) При таком разводе в случае смерти одной из сторон другая сторона имеет право наследования.

 

Второй вид развода – без права возврата жены (талак баин, окончательный развод)

Как мы сказали, после третьего развода муж теряет право вернуть жену, отныне супруги расстаются окончательно.

Как только было объявлено о третьем разводе, эти супруги становятся посторонними людьми, и поэтому даже «идду» (выжидательный срок в 3 менструальных цикла) женщина должна проводить не в доме мужа, а отдельно от него.

Могут ли супруги после окончательного развода вновь вступить в брак? Они не могут вернуться к совместной супружеской жизни. Если бывшие супруги все же хотят воссоединиться, то они обязаны выполнить условия, которые ставит Ислам в подобных случаях.

Условия, необходимые для воссоединения супругов после окончательного развода:

1. Женщина должна выйти замуж за другого.

2. Ее новый брак должен быть реальным, а не фиктивным.

3. Женщина, вступающая в брак, не должна вступать в него с намерением развестись.

4. В новом браке должны быть полноценные семейные отношения, включая интимную близость.

Доказательством этому служит случай, когда бывшая жена Рифаа аль Курази после трех разводов захотела вернуться к прежнему мужу и обратилась к Пророку  (мир ему и благословение Аллаха). Он же сказал: «Ты хочешь вернуться к Рифаа? Нет! Пока у тебя не будет связи с твоим нынешним мужем, и у него не будет связи с тобой!» (Бухари).

Как мы видим, Ислам ставит тяжелые условия для мужчины, который окончательно развелся с женой, но все еще хочет вернуть свою прежнюю супругу. Тем самым Ислам дает понять людям, что брак – серьезное и святое дело. Наверное, самым тяжелым испытанием для мужчины, который окончательно развелся со своей женой и желает вернуть ее, является то, что его бывшая супруга выходит за другого и живет с ним семейной жизнью.

Поэтому нужно помнить, что развод – это очень серьезный вопрос, и ошибка, сделанная под влиянием эмоций, может испортить жизнь и супругов, и детей.

Читайте также: