Три права невесты-мусульманки

После замужества женщина получает три основных права: махр, достаточное количество средств на свои нужды и отдельное жильё.

 

Махр

Это средства в денежном или имущественном выражении, которые будущий муж выплачивает своей будущей жене. Его количество определяется по взаимному соглашению жениха и невесты.

Махр ― это личное право женщины, и мужчина обязан выплатить ей нужную сумму. Об этом сказано в Священном Коране: «Даруйте жёнам их махр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо [из махра], то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие» (Сура «ан-Ниса», 4/4).

Женщина может распоряжаться этими средствами как пожелает, но если она захочет посоветоваться об этом с мужем, то это сблизит их и наполнит радостью совместную жизнь. Мусульманка вправе использовать полученный махр на благотворительные цели или для торговли.

Размер махра не ограничен и рекомендуется, чтобы он соответствовал уровню доходов жениха.

Каким был обычный размер махра во времена Пророка? Умар ибн Хаттаб однажды сказал: «Не требуйте большой махр! Если бы в этом было благо для нашей жизни и для загробной, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше нас старался бы в этом деле. Но он не платил за своих жен, и не брал за своих дочерей махр больше, чем двенадцать окий и один нашш серебра».

Это сообщение дает нам следующую информацию: один «нашш» – это половина окийи, значит, обычный махр Пророка был двенадцать с половиной окий серебра. Одна окийа равна сорока дирхемам того времени, а один дирхем весил почти 3 грамма серебра. С помощью простых вычислений (12,5*40*3) мы получим, что обычный махр в те времена составлял 1500 граммов серебра. Узнайте стоимость серебра по сегодняшнему курсу, и вы получите размер махра в нынешних ценах. (Сайт Центробанка России сообщает, что стоимость грамма серебра на 12 апреля – 27 руб 42 коп, следовательно, махр того времени в нынешних ценах составит 41 130 рублей).

Может ли махр быть больше этой суммы? Да, может. В Коране говорится: «Если вы захотели заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами даже кантар золота, то не удерживайте из этого ничего» (Сура «ан-Ниса»,4/20). Кантар золота – это тоже мера веса времен Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ее величина будет больше, чем двенадцать с половиной окий серебра (один кантар равен 143 граммам золота).

Относительно минимальной суммы махра существуют различные мнения. По ханафитскому мазхабу наименьший махр составляет 10 дирхамов серебром или в имущественном эквиваленте.

Но из хадисов мы знаем, что бывали случаи, когда в качестве махра давались не деньги, а знания. Один человек сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха), что хочет жениться, и Пророк согласился, а в качестве махра было принято обязательство научить жену читать суры Священного Корана (Ан-Насаи, «Никях»).

Женитьба в Исламе не обременительна, так как помогает реализовать желание оставить потомство и избежать прелюбодеяния. Поэтому выплата невесте определяется благосостоянием мужчины и не должна быть непосильной. Об этом говорил и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Самый лучший махр тот, который мал» (Ибн Хаджар).

 

Средства, необходимые для содержания жены

Под этим подразумевается определённый достаток, которым будущий муж должен обладать для оплаты жилья, обеспечения семьи пищей, одеждой и лекарствами.

После того, как женщина выходит замуж и переезжает в дом своего супруга, все заботы о пропитании, одежде, жилье полностью возлагаются на мужчину. Уровень их жизни должен соответствовать социальному положению, то есть следует избегать расточительства, но и скупиться тоже нельзя. В Коране так сказано о необходимости обеспечивать семью: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создаёт облегчение» (Сура «аль-Талак», 65:7).

Мужчина должен обеспечить свою жену и детей всем необходимым в соответствии со своими возможностями. Но использовать для заработка нужно только дозволенные шариатом способы. Муж не может заставлять женщину работать, самостоятельно зарабатывать на жизнь или на другие семейные нужды, так как это основная обязанность мужчины. Он должен стараться обеспечить своих домочадцев всем необходимым, даже если супруга богата. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал мусульман быть щедрыми в содержании семьи: «Всё, что бы ни потратил мужчина на жену и детей, есть его милостыня».

Известен и другой похожий хадис: «Ты будешь вознаграждён за всё, что бы ты ни сделал ради своей семьи, и даже за кусок пищи, которым ты накормишь жену свою». Это означает, что супруг получит награду Всевышнего за каждое старание и усилие ради содержания домочадцев.

 

Жилище

Наличие места для совместного проживания ― это еще одно требование, которое будущий муж должен выполнить при вступлении в брак. Священный Коран повелевает: «Поселяйте жён там, где вы живёте сами ― по вашему достатку!» (Сура «ат-Талак», 65:6).

Право выбора жилья остаётся за мужчиной. Это может быть как частный дом, так и квартира – собственная или арендованная. Однако место должно подходить по физическим и нравственным критериям, находиться рядом с хорошими соседями, и иметь всё необходимое для совместного быта.

Отдельно ли жить молодоженам или вместе с родителями – решать им самим, но в любом случае, если женщина соглашается присматривать за родственниками мужа и помогать им в домашнем хозяйстве, это расценивается как большое доброе дело с её стороны.