После хаджа

Ежегодно в январе в Муфтияте Удмуртской Республики проводится подведение итогов прошедшего года, анализируются проведенные мероприятия, ставятся планы на следующий год. Более подробно об этом мы расскажем в следующем номере нашей газеты. А этот номер мы решили посвятить событиям, недавно прошедшим в жизни мусульманской общины Ижевска. Одним из главных среди них является то, что в прошлом году из Удмуртии в хадж отправилась самая многочисленная за последние годы группа паломников – около 60 человек. Еще свежи воспоминания наших хаджиев об увиденном в пути. Как результат – две больших статьи о хадже мы публикуем в этом номере.

При этом, говоря о паломничестве, мы хотели бы рассказать как о положительных сторонах хаджа, так и о некоторых негативных моментах, с которыми, к сожалению, порой сталкиваются мусульмане. Но цель этого – сделать назидание остальным людям, дабы не совершали тех ошибок в хадже, не были беспечными при совершении этого и многих других обрядов Ислама.

Ирек Хисамутдинов: многие паломники духовно не готовы к хаджу

Наша дорога в Мекку пролегала через Иорданию. Долетев до ее столицы, далее мы двинулись автобусами и через сутки были в Медине.

По пути невольно приглядываешься к будущим хаджиям. Вот на глаза попалась женщина лет пятидесяти. Кокетливая — телом, голосом, глазами играет. Я подумал про себя: «Не чувствует, куда едет». И столкнулся с ней уже в Мекке.

Мы жили в пятиэтажном доме. Арабы крыши своих домов делают плоскими. Там можно отдыхать, сушить белье, там мы спали. Крыша нашего дома была поделена на две половины — женскую и мужскую, мы даже объявление написали, кому какая часть принадлежит. И несмотря на это, женщины свое белье вешали на нашу половину. Это меня напрягало. Но это еще не все. Как то ночью поднимаюсь, человек пятнадцать спят и среди них две женщины лежат, тихим голосом разговаривают. Дикая картина! Я подошел к ним и говорю: «Вставайте, здесь же мужчины спят!» Реакция нулевая. Они еще несколько ночей там спали.

Полбеды, если бы эти женщины правильно реагировали на замечания. Сижу на крыше, Куръан читаю. Заходит та кокетка и вешает свои трусы. Я ей говорю: «Это мужская сторона. До чего же вы дошли, что вывешиваете у нас не только платья, но и нижнее белье». И она как пошла мне строчить. Я был поражен! Посторонний мужчина делает ей замечание, тут надо бы от стыда провалиться, так нет же. Посланник (с.г.в.с.) сказал, что каждая умма имела свое отличительное нравственное качество, это как бы знак уммы, и знаком его уммы является стыдливость. Так где же она?! У многих ее не было даже в Мекке.

Мы знаем, что прелюбодеяние является тяжким грехом. А в соответствии с шариатским правилом, все, что ведет к хараму, также является харамом. Посланник (с.г.в.с.) предписал женщинам проявлять скромность, не выходить из дома без нужды, и даже молиться по возможности дома. Он наложил на них тройной покров. Это странное разрешение женщинам, достигшим сорокапятилетнего возраста совершать хадж без махрама. Физиологического обоснования для этого нет никакого. Может, есть хадис разрешающий? Поищите. Саудовские же ученые запрещают  женщинам, независимо от возраста, совершать хадж без махрама. Милость Аллаха такова, что Он за один грех дает одно наказание, а за одно благое деяние десять наград. Но Мекка – единственное место на планете, где воздаяние и за благие, и за греховные деяния увеличивается многократно.

Современный хадж для многих превратился в туризм. А чего там смотреть?! Мекка и Медина внешне обычные города. Не будь приказа Аллаха совершить паломничество к Его Дому, мы бы туда и не поехали. Там нечего искать! Мы едем туда для духовной работы, и совершать ее нужно в соответствии с Законами Всевышнего. Только в этом случае хадж будет принят. И только в случае его принятия мы очистимся от грехов и получим награду. Если же хадж совершается в противоречии с Законами Аллаха, то в Мекке человек наберет столько грехов, сколько, быть может, не наберет за всю свою жизнь в любом другом месте планеты. Так прежде чем ехать, нужно подумать, надо ли тебе и  готов ли ты к хаджу. А духовная неготовность многих хаджиев явно лежит на поверхности, многие паломники духовно не готовы к хаджу.

Мы жили в четырехкомнатной квартире, нас было двадцать два человека. Многие хаджии ходили по квартире в трусах, спали в трусах, раскрывая одеяла. Им говоришь: «Закройте аурат, вы же в Мекке находитесь». Не слушаются.

Но это еще не все. На обратном пути многие паломники решают свернуть к морю и искупаться.  Мы удерживали хаджиев, но послушались единицы. И на берегу произошел полнейший стриптиз. Женщины выходят из воды, платья прилипли к телам, все видно. Хотя женщинам даже перед женщинами нельзя показывать свой аурат. Айша, мать правоверных мусульманок, перед смертью завещала, чтобы ее похоронили в темное время суток, а тело накрыли пальмовыми ветками, чтобы люди не могли увидеть силуэты ее фигуры. Вот он, эталон, способный приблизить женщин к лучшим мусульманкам нашей уммы и лучшим женщинам в истории человечества!

Вместо того, чтобы эффективно использовать время пребывания в Мекке для поклонения, многие мусульмане и мусульманки бегают по магазинам, набирают китайского барахла, получается перевес. Им говоришь: «Самолет – не поезд, он может не подняться или совершить жесткую посадку из-за перегруза и разрушиться. Разве мало происходит крушений самолетов? И вы уйдете из жизни убийцами и самоубийцами». Но мусульмане охвачены любовью к мирским благам и они тащат. Багаж сдают с перевесом, а в ручной клади – рюкзак за спиной и в двух руках сумки тащат. Верхние полки в салоне самолета забиты битком, что не вместилось наверху, распихивают под ноги и под сиденья. Хотя все знали о норме — десять литров воды, тридцать килограмм багажа и десять килограмм ручной клади. Некрасивая картина!

Посланник Аллаха сказал, что он не боится ухода его уммы в ширк подобно прежним уммам, которые из своих посланников сделали богов. Но он боится того, что его умма полюбит мирские блага и по причине этого уйдет в ширк. Он сказал про наше время, и мы свидетельствуем об этом.

Один хаджий все сорок дней расхваливал Америку и Запад, и всем активно навязывал свое мировоззрение, как будто он только для этого и приехал. Он восхищается их цивилизацией и не переносит ни одного критического слова в их адрес. Так преданно и самозабвенно человек может защищать лишь свое божество и свою религию.  Какие бы доводы из Куръана и Сунны, из политики и геополитики мы ни приводили,  стремясь исправить его акыду, он их не воспринял. И это происходило в Мекке!

Богобоязненный мусульманин в этом мире должен быть как всадник. Много ли он может взять с собой в седло? Он может взять минимум необходимого. Зачем нам лишнее мирское?! Ведь многие из нас живут в достатке. Где же благодарность Аллаху за дарованные блага?! Где та успокоенность, то довольство души малым, которое должно быть присуще истинно богобоязненному человеку? Разве мы забыли, что в Судный День за каждую копеечку, за каждое зернышко придется отвечать? И каждый там скажет: «О, если бы я был нищим на Земле!» Потому что там обязательно будут заданы два вопроса: «Как приобрел свое имущество? И на что потратил?» И горе тебе, если не сможешь праведно ответить.

Нашему посланнику (с.г.в.с.) были даны ключи от благ этого мира, при желании он мог стать самым богатым человеком на планете. Но он понимал, к чему это приведет и сознательно отказался. Сахабы между собой культивировали дух голода, они много постились. Потому что именно пост гасит в человеке страсть к мирскому, делает его мышление ясным, дух чистым, освобождает его от привязанности к материальному миру и воспитывает в нем здоровую аскетичность, качество столь необходимое для приближения к Аллаху. Лучшие из сахабов  это понимали и любили поститься. В том числе и этот вид поклонения их настолько приблизил к Аллаху, что десятерым из них уже при жизни был обещан Рай. И именно сахабов Аллах похвалил, и именно они были лучшими людьми нашей уммы.

Между ними и нами лежит пропасть, как далеки мы от них. Но как высоко мы себя ценим, и как низко можем упасть в Судный День.

Хадж, Мекка, Медина — манящие слова! Так хоть там ты будь истинно предавшимся Аллаху человеком!

Ирек Хисамутдинов

 

Фаиз-хазрат: К хаджу нужно готовиться заранее

Получив в нашей редакции статью Ирека Хисамутдинова о различных ошибках, совершаемых паломниками в хадже, мы задали муфтию республики Фаизу-хазрату Мухамедшину несколько вопросов о том, что происходит в хадже.

– Действительно ли во время паломничества совершается много неподобающих истинному мусульманину действий?

– Да, действительно, многое из того, что описано в статье Ирека Хисамутдинова, приходилось видеть и мне самому. Это и неуважительное отношение между паломниками, и грубость, случающаяся там, и беспечное отношение к святости места, времени, обрядов и так далее. Однако не стоит обобщать, далеко не все люди ведут себя неподобающе. Наоборот, в хадже чаще, чем в обычное время, видишь, как совершенно незнакомые люди помогают друг другу, заботятся об окружающих, выручают в трудных ситуациях. Вспомним хотя бы, что практически каждый год кто-то из наших пожилых паломников теряется в Мекке. Его находят только через несколько дней. Все это время совершенно незнакомые люди, непонимающие его языка, заботятся о нем, дают ночлег, кормят едой, помогают найти свою группу. Такие случаи происходят почти ежегодно. Поэтому правильнее было бы сказать, что некоторые паломники, но отнюдь не все, действительно, духовно не готовы к хаджу.

А еще я хотел бы обратить внимание на то, что осталось неупомянутым в статье Ирека Хисамутдинова. К сожалению, можно видеть, как некоторые паломники нарушают основу основ Ислама – единобожие. Например, спускаются к источнику Зам-зам и стоят возле него, подняв руки и испрашивая у него бараката для себя, хотя просить это нужно только у Аллаха. Другие отправляются в пещеру Хира за пределы Мекки, чтобы там обратиться с молитвой к горе, а это же ширк! Третьи начинают обтирать свое тело, одежду, молитвенные коврики о Каабу, считая, что таким способом они наберутся некой благодати и здоровья, хотя у Каабы нельзя ничего просить, а только у Всевышнего нужно просить и здоровья, и всего остального. Вот такие действия, несовместимые с единобожием и верой в Аллаха,

– В чем же причина таких нарушений?

– Зачастую, это незнание мусульманами своей религии. В этом большинство бед нашей уммы. Неподготовленный, малоосведомленный о религии человек очень часто попадает в ошибки, если начинает что-то делать, не спрашивая совета ученых. Вспоминается случай, когда один мусульманин из России с восторгом рассказывал, как он после намаза побежал к Каабе и стал обтирать об нее свой молитвенный коврик, дабы этот намазлык стал «благословенным». Когда же ему разъяснили с доказательствами из Корана и Сунны, что так поступать не полагается, он перестал так делать. А еще начал и других своих попутчиков предостерегать от подобного. Таким образом, «неграмотность – смертельная болезнь», — как говорится в Исламе.

– Почему в хадже оказываются неподготовленные люди? Разве не нужно проходить специальные курсы, прежде чем поехать в Мекку?

– Ежегодно перед сезоном паломничества во многих городах, в том числе и в Ижевске, проводится учеба по хаджу. Опытные преподаватели разъясняют, как совершается хадж, какими бывают основные ошибки, дают советы. Но всего же не успеешь рассказать на этих уроках. Кроме того, далеко не все будущие паломники посещают эти занятия. Однако те, кто перед хаджем проходил соответствующую подготовку, впоследствии бывают очень благодарны за то, что ко многому они уже были готовы и о многом у них уже имелись какие-то знания. На мой взгляд, каждому, кто собирается отправиться в хадж, просто необходимо посещать соответствующие уроки и тщательно изучать всю доступную литературу, слушать лекции и проповеди о правилах поведения в паломничестве.

Еще хотелось бы сказать о людях, которые приезжают в хадж по бесплатным, благотворительным путевкам. Среди них есть такие, которые действительно заслуживают такого подарка, но есть и те, кто совершенно случайно оказывается в списке приглашенных. Давайте сравним, какое отношение к хаджу будет у этих двух людей: скажем, некая бабушка-мусульманка, которая несколько лет откладывала по копейке, чтобы насобирать нужную сумму для хаджа – как искренне она будет относиться к каждому ритуалу хаджа, к каждому намазу, прочитанному в мечети Аль-харам. А второй – это человек, который даже не помышлял поехать в Мекку, не готовился к этому, жил беспечно, а тут ему предлагают бесплатно съездить и стать обладателем титула «хаджи». Конечно, вот такие люди второго типа, случайно и неожиданно оказавшиеся в Мекке, не понимают всей святости этого обряда Ислама, не осознают ценности времени, проводимого в Мекке, не знают о неприкосновенности чести окружающих мусульман, и в итоге создают очень отрицательное мнение о паломничестве и паломниках…

В связи с этим, я бы посоветовал мусульманам не стремиться к бесплатным путевкам на хадж и не гоняться за этим. Если кому-то из нас предложат такой вариант без наших особых усилий, тогда нужно соглашаться. Но ходить по благотворительным фондам и «выпрашивать» у них путевку, уговаривая их взять именно вас, – этого не стоит делать и это не соответствует образу настоящего мусульманина.

Хвала Всевышнему, большинство людей, приезжающих в хадж, — это честные, искренние и отзывчивые люди, стремящиеся сделать каждый ритуал хаджа в самом лучшем виде. Для этой поездки они собирают свои честно заработанные деньги, копят их для этой великой цели, а затем со слезами радости отправляются в Мекку. И пусть Всевышний примет такой искренний обряд у этих людей и наградит их так, как пообещал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит хадж и не будет ни браниться, ни обижать других людей, вернется оттуда таким, словно он только что родился».

Читайте также: